Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.07.1998 по делу N А29-561/98 Суммы излишне уплаченного налога подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 13 июля 1998 года Дело N А29-561/98“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Базилева Т.В., судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И., при участии представителя истца от ООО “Сыктывкарский фанерный завод“ - Сямтомова О.А. (дов. N 1467 от 29.06.1998), рассмотрев в заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Эжвинскому району Республики Коми на решение от 26.03.1998 по делу N А29-561/98 Арбитражного суда Республики Коми, судьи Протащук В.Г., Леушина И.Б., Тугарев С.В.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Сыктывкарский фанерный завод“ обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с
иском о признании недействительным акта от 04.02.1998 N 02-10/143 Государственной налоговой инспекции по Эжвинскому району Республики Коми об отказе в возврате сумм налога на добавленную стоимость.

Решением от 26.03.1998 по делу N А29-561/98 исковые требования удовлетворены на том основании, что в соответствии с подпунктами “а“, “б“ пункта 1 статьи 5, статьей 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ переплаты налога засчитываются в счет предстоящих платежей или возмещаются налогоплательщику из бюджета.

В апелляционной инстанции решение по делу не пересматривалось.

Не согласившись с выводами суда, Государственная налоговая инспекция по Эжвинскому району г. Сыктывкара обжаловала решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.1998 по делу N А29-561/98 в кассационном порядке.

В кассационной жалобе заявитель просит обжалованное решение отменить, в удовлетворении иска обществу с ограниченной ответственностью “Сыктывкарский фанерный завод“ - отказать.

Обосновывая жалобу, государственная налоговая инспекция ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

По мнению заявителя, без принятия решения Государственной налоговой службы России, разрешающего возмещать из бюджета налог на добавленную стоимость, уплаченный при экспорте товаров, Государственная налоговая инспекция по Эжвинскому району не имела возможности произвести возврат сумм переплаты в порядке, установленном статьями 5, 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“.

Одновременно с кассационной жалобой Государственная налоговая инспекция по Эжвинскому району заявила ходатайство о восстановлении процессуального срока на ее подачу в соответствии со статьями 99, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку пропуск срока допущен в результате несвоевременной высылки решения судом в адрес заявителя, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел причину пропуска процессуального срока уважительной и на основании статей 99, 164, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил восстановить
срок для подачи кассационной жалобы на решение по делу N А29-561/98, удовлетворив заявленное ходатайство.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью “Сыктывкарский фанерный завод“ заявил, что решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.1998 по делу N А29-561/98 предприятие считает законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Кассационная жалоба Государственной налоговой инспекции по Эжвинскому району г. Сыктывкара на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.1998 по делу N А29-561/98 рассмотрена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 174 - 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью “Сыктывкарский фанерный завод“ обратилось в Государственную налоговую инспекцию по Эжвинскому району г. Сыктывкара за возвратом из бюджета 1196539 рублей 85 копеек переплаты налога на добавленную стоимость по экспортированным товарам.

Письмом от 04.02.1998 N 02-10/143 налоговый орган отказал в возмещении суммы, истребованной предприятием.

Отказ мотивирован отсутствием разрешения Государственной налоговой службы России на возмещение денежных средств из Федерального бюджета, а также обязанностью предприятия представить документы, подтверждающие обоснованность истребования денег. Названные условия указаны в телеграммах Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.01.1998 N БЕ-6-18154 и от 28.01.1998 N БЕ-6-09/65.

Факт задолженности бюджета перед обществом с ограниченной ответственностью “Сыктывкарский фанерный завод“ в сумме 119639 рублей 85 копеек по налогу на добавленную стоимость подтвержден Государственной налоговой инспекцией по Эжвинскому району (исх. N 06-05 от 03.02.1998), то есть налоговый орган размер суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из бюджета и за возвратом которой обратилось предприятие, не оспаривает (л. д. 7).

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“
от налога на добавленную стоимость освобождаются товары, экспортируемые непосредственно предприятиями-изготовителями, экспортируемые услуги и работы, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и при транзите иностранных грузов через территорию Российской Федерации.

При вывозе товаров с территории Российской Федерации другими предприятиями возврат сумм налога на добавленную стоимость производится в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

Статьей 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ установлен порядок возмещения сумм налога, уплаченных поставщиком при реализации товаров (работ, услуг). Согласно пункту 3 названной статьи, в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в 10-дневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

Аналогичный порядок зачета или возмещения переплат налога на добавленную стоимость применяется и в отношении товаров (работ, услуг), освобожденных от налога согласно подпунктам “а“ - “д“ части 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“.

Отказывая обществу с ограниченной ответственностью “Сыктывкарский фанерный завод“ в возмещении из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, Государственная налоговая инспекция по Эжвинскому району указала, что для возмещения переплаченных сумм необходимо представление документов, подтверждающих право предприятия на возмещение таких денежных средств. Вместе с тем письмо государственной налоговой инспекции N 02-10/143 от 04.02.1998 не содержит предложение представить необходимые документы, дающие право на получение излишне уплаченных сумм. Их возмещение не ставится в зависимость от предъявления необходимых данных.
Более того, налоговый орган письмом от 03.02.1998 N 06-05 подтвердил задолженность бюджета перед обществом с ограниченной ответственностью “Сыктывкарский фанерный завод“ по налогу на добавленную стоимость в сумме 1196539 рублей 85 копеек, то есть этот факт не требует дополнительного подтверждения.

Поскольку государственная налоговая инспекция подтверждает наличие у предприятия переплат по налогу на добавленную стоимость, постольку отказ в возмещении из бюджета или зачете 1196539 рублей 85 копеек в счет будущих платежей неправомерен, законодательством не предусмотрено наличие специального разрешения Государственной налоговой службы Российской Федерации на возмещение или зачет сумм переплат по налогу на добавленную стоимость, числящихся на лицевом счете предприятий-налогоплательщиков, так как это предусмотрено непосредственно в Законе Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ и Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“.

В соответствии с изложенным, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не усматривает нарушения норм материального права, в связи с чем не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.1993 по делу N А29-561/98.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.1998 по делу N А29-561/98 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Эжвинскому району г. Сыктывкара - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

БАЗИЛЕВА Т.В.

Судьи

ЕВТЕЕВА М.Ю.

ЧИГРАКОВ А.И.