Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.1998 по делу N А29-3244/98 Комитеты по управлению имуществом и фонды имущества всех уровней освобождаются от уплаты налогов со средств, поступающих от приватизации и иных сделок в отношении государственного и муниципального имущества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 27 апреля 1998 года Дело N А29-3244/98“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Базилевой Т.В., судей Масловой О.П., Войнова С.А., при участии представителя истца Министерства по управлению госимуществом: Гарезина С.М. (дов. N 02/871 от 23.06.1997), рассмотрев в заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Республике Коми на решение от 26.01.1998 по делу N А29-3244/98 Арбитражного суда Республики Коми, судья Тугарев С.В.,

УСТАНОВИЛ:

В связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков (постановление Правительства Российской Федерация от 18.09.1997 N 1182) все суммы в настоящем постановлении
указаны в новом масштабе цен.

Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Государственной налоговой инспекции по г. Сыктывкару о возврате из бюджета ошибочно перечисленных средств в размере 1679141,95 рубля, составляющих уплаченный налог на прибыль за период с 1993 года по 1997 год, исчисленный со средств, полученных в результате сдачи в аренду государственного имущества.

Решением от 26.01.1998 по делу N А29-3244/98 Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил исковые требования полностью на основании Закона Российской Федерации “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“ и подпунктов 4.5, 4.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, освобождающих средства, полученные в результате приватизации, от налогообложения.

В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.

Не согласившись с выводами суда, Государственная налоговая инспекция по г. Сыктывкару обжаловала решение от 26.01.1998 по делу N А29-3244/98 в кассационном порядке.

В кассационной жалобе заявитель просит решение по делу отменить, в удовлетворении иска Министерству по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Коми отказать, так как судебный акт принят с нарушением норм материального права.

При этом налоговый орган исходит из следующего.

Правоотношения, вытекающие из арендных, относятся к гражданско-правовым. Поэтому, независимо от юридического статуса субъектов арендных правоотношений, доход, полученный от сдачи в аренду имущества, должен облагаться налогом на прибыль, как то предусмотрено пунктом 10 статьи 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“.

Кроме этого, истец пропустил срок исковой давности по платежам 1993 - 1995 годов.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Коми сослалось на законность и обоснованность судебного
акта и необоснованность кассационной жалобы.

В судебном заседании представитель Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Коми подтвердил позицию, изложенную в отзыве на жалобу.

Кассационная жалоба рассмотрена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 174 - 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Министерством по управлению государственным имуществом Республики Коми и Комитетом по управлению имуществом Республики Коми в период с 1993 года по 1997 год был перечислен налог на прибыль в республиканский бюджет в сумме 1679141,95 рубля.

На основании пункта 4.6 Государственной программы приватизации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 2284 от 24.12.1993, согласно которому деятельность комитетов по управлению имуществом и фондов имущества всех уровней не облагается налогами, Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Коми обратилось за возвратом из бюджета ошибочно перечисленных в бюджет 1679141,95 рубля налога на прибыль.

В соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Коми N 1-2/15 от 05.04.1995 “О распределении арендной платы за пользование государственным имуществом“ 30 процентов арендной платы, поступающей от арендаторов имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми, направляется Министерству по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Коми на финансирование деятельности по контролю, учету и оформлению передачи государственного имущества в аренду, хозяйственное ведение и оперативное управление.

От полученных 30 процентов арендной платы министерство исчисляло и уплачивало налог на прибыль, за возвратом которого обратилось в суд.

В статье 7 Закона Российской Федерации “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“ закреплено, что органы по управлению имуществом создаются по решению органов власти для выполнения функций продавца приватизируемого государственного имущества.

Согласно статье 12 этого же Закона,
средства, полученные от приватизации, распределяются по нормативам, установленным государственной, республиканскими и местными программами приватизации, по соответствующим бюджетам. Такие средства не подлежат обложению всеми видами налогов.

Поскольку 30 процентов арендной платы направлялось на финансирование деятельности по контролю, учету имущества в аренду, хозяйственное ведение и оперативное управление, то есть для осуществления функций, возложенных на министерство в силу закона, то такая деятельность не может оцениваться как предпринимательская. Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Коми не является ни владельцем, ни пользователем помещений, сдаваемых в аренду, а также средств, полученных от нее.

Деятельность Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Коми не является самостоятельной, направленной на систематическое получение прибыли, как того требует статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяя понятие предпринимательской деятельности.

Истец по делу является специально уполномоченным органом государства, действующим от его имени в качестве арендодателя государственного имущества.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно сослался на пункты 4.5 и 4.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, освобождающие комитеты по управлению имуществом и фонды имущества всех уровней от уплаты налогов со средств, поступающих от приватизации и иных сделок в отношении государственного и муниципального имущества, что соответствует и требованиям Закона Российской Федерации “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“.

Довод заявителя об обращении истца с иском о возврате средств из бюджета, уплаченных в 1993 - 1995 годах, за пределами срока исковой давности отклоняется в соответствии с частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция заново дело не рассматривает, а
проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.

Из материалов дела следует, что государственная налоговая инспекция при рассмотрении иска в суде первой инстанции на пропуск истцом срока исковой давности не ссылалась. Поэтому у суда отсутствовали основания применять без заявления участвующей в деле стороны статью 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно изложенному Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Государственной налоговой инспекции по г. Сыктывкару и отмены решения от 26.01.1998 по делу N А29-3244/98, принятого Арбитражным судом Республики Коми.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.1998 А29-3244/98 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г. Сыктывкару - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

БАЗИЛЕВА Т.В.

Судьи

ВОЙНОВ С.А.

МАСЛОВА О.П.