Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.03.1998 N А1-233 Факт ведения истцом расчетов с гражданами без применения контрольно-кассовой машины подтвержден материалами дела, следовательно, административный штраф взыскан обоснованно.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 марта 1998 года Дело N А1-233“
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Моисеевой И.Г., судей: Чубарова А.В., Кирсановой Е.Н., без участия представителей сторон, стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены, однако в заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие, рассмотрев в заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г. Ярославлю на решение от 05.11.1997 и постановление от 22.01.1998 по делу N А1-233 Арбитражного суда Ярославской области, председательствующий Веселова И.И., судьи Сафронова Т.В., Гошина Н.Н., председательствующий Митрофанова Г.П., судьи Дегина Т.И., Шумилова Л.Д.,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация “Клуб спортивных единоборств “Спарта“ обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по г. Ярославлю от 28.07.1997 N 116 о применении штрафных санкций на общую сумму 37570 руб. 50 коп. (все суммы приводятся в деноминированных рублях) за нарушение Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.
Решением арбитражного суда от 05.11.1997 исковые требования удовлетворены. По мнению суда, имел место оптовый отпуск товара частному предпринимателю, тогда как названный выше Закон применяется только в сфере розничной торговли.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.01.1998 решение суда от 05.11.1997 оставлено без изменения по тем же основаниям.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Государственная налоговая инспекция по г. Ярославлю просит кассационную инстанцию их отменить в связи с неправильным применением норм материального права при оценке характера имевшей место сделки купли-продажи.
Автономная некоммерческая организация “Клуб спортивных единоборств “Спарта“ в своем отзыве на кассационную жалобу сообщила, что считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Правильность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 174 - 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Как видно из материалов дела, Государственная налоговая инспекция по г. Ярославлю 30.05.1997 провела проверку исполнения Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ в принадлежащей истцу торговой точке, расположенной в г. Ярославле по ул. Декабристов.
В ходе этой проверки установлено, что продавец Попович Е.Г. осуществила продажу производившему контрольную закупку сотруднику налоговой полиции трех ящиков водки без применения контрольно-кассовой машины и при отсутствии ценника, оформив на товар накладные N 11, 12 и указав в них в графе “кому“ - “ЧП реализация“. По результатам проверки составлен акт N 00152 от 30.05.1997 и принято решение N 116 от 28.07.1997 о применении к организации на основании статьи 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ штрафных санкций в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда за неприменение контрольно-кассовой машины и 100-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда за отсутствие ценника на продаваемый товар. Общая сумма штрафных санкций составила 37570 руб. 50 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что сам факт оформления продавцом накладных и передача по ним товаров покупателю подтверждают оптовый характер оборота товара, тогда как статья 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ предусматривает ответственность за нарушения данного Закона при осуществлении розничной торговли.
Факт заключения договора розничной купли-продажи, понятие которого дано в статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчиком не доказан.
Однако этот вывод является ошибочным.
Согласно статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Сотрудник налоговой полиции, осуществивший контрольную закупку товара, представителем юридического лица либо гражданином-предпринимателем продавцу не представился, соответствующих документов - доверенности, регистрационного свидетельства - не предъявлял. Это обстоятельство, а также отсутствие в торговой точке контрольно-кассовой машины и ценников на проданный товар подтверждается актом проверочной закупки от 30.05.1997 (л. д. 10), объяснениями продавца Попович Е.Р. от 30.05.1997 (л. д. 20, 22), а также оформленными ею накладными N 11, 12 (л. д. 49, 50), в которых отсутствуют сведения о конкретном оптовом покупателе - юридическом лице или гражданине - предпринимателе.
Статьей 1 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ предусмотрено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации должны производиться всеми предприятиями, организациями, учреждениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Обязанность применять контрольно-кассовый аппарат не зависит от наименования торговой точки, наличия у предприятия, организации лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции, на которую ссылается истец.
Не подпадает истец и под действие утвержденного постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Факт отсутствия контрольно-кассовой машины и ценника на товар истцом не отрицается.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения иска у суда не было.
Кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а решение от 05.11.1997 и постановление апелляционной инстанции от 22.01.1998 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А1-233 отмене на основании части 1 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по государственной пошлине на основании части 1 статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на истца и составляют 834 руб. 90 коп. по первой инстанции, 417 руб. 45 коп. по апелляционной инстанции и 417 руб. 45 коп. по кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации “О госпошлине“.
В заседании суда объявлялся перерыв с 14 час. 25.03.1998 до 16 час. 30.03.1998 на основании части 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь частью 1 статьи 95, пунктом 2 статьи 175, частью 1 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г. Ярославлю удовлетворить.
Решение от 05.11.1997 и постановление апелляционной инстанции от 22.01.1998 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А1-233 отменить.
Автономной некоммерческой организации “Клуб спортивных единоборств “Спарта“ в удовлетворении иска отказать.
Расходы по делу возложить на истца.
Взыскать с расчетного счета автономной некоммерческой организации “Клуб спортивных единоборств “Спарта“ в доход федерального бюджета 1252 руб. 35 коп. госпошлины.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист Государственной налоговой инспекции по г. Ярославлю.
Взыскать с расчетного счета автономной некоммерческой организации “Клуб спортивных единоборств “Спарта“ в доход федерального бюджета 417 руб. 45 коп. госпошлины по кассационной инстанции. Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
МОИСЕЕВА И.Г.
Судьи
ЧУБАРОВ А.В.
КИРСАНОВА Е.Н.