Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.01.1998 по делу N 409/10 Деятельность по приобретению товаров у производителей и продаже их непосредственно населению не относится к посредническим операциям, в связи с чем взимание с налогоплательщика налога на прибыль по ставке 25% в консолидированный бюджет субъекта РФ неправомерно. Во взыскании убытков, причиненных незаконными действиями государственных налоговых органов, отказано ввиду отсутствия причинно-следственной связи между понесенными обществом затратами и действиями налоговой инспекции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 12 января 1998 года Дело N 409/10“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Евтеевой М.Ю., судей Масловой О.П., Чубарова А.В., без участия сторон, рассмотрев в заседании кассационную жалобу акционерного общества “Торгово-закупочная база“ на решение от 19.08.1997 и постановление от 20.10.1997 по делу N 409/10 Арбитражного суда Республики Коми, судья Козлов О.Г., председательствующий Баублис С.Л., судьи Леушина И.Б., Тренькина Н.Д.,

УСТАНОВИЛ:

Слушание дела начато 09.01.1998 и окончено 12.01.1998 в связи с объявлением перерыва в судебном заседании (статья 117, пункт 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Акционерное
общество открытого типа “Торгово-закупочная база“, г. Воркута, обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Государственной налоговой инспекции по г. Воркуте о возврате из бюджета 73495726 рублей, к финансовому отделу администрации г. Воркуты и Министерству финансов Республики Коми о взыскании убытков в сумме 175205174 рублей, причиненных незаконными действиями государственных налоговых органов.

Решением суда от 19.08.1997 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 20.10.1997 решение суда 1-й инстанции оставлено без изменения.

Акционерное общество “Торгово-закупочная база“ не согласилось с судебными актами, принятыми Арбитражным судом Республики Коми, и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что пункт 12 постановления Верховного Совета Республики Коми от 11.03.1994 N XII-19/9 “О первоочередных мерах по выводу экономики Республики Коми из кризиса“, в соответствии с которым ставка налога на прибыль, зачисляемая в бюджет субъекта Российской Федерации, для предприятий, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, установлена в размере 25%, противоречит статьям 64, 65 Конституции Российской Федерации, статьям 18, 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, статье 5 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, пункту 2.9 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.1995 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“, Федеральному договору от 31.03.1992 “О разграничении предметов ведения и полномочий между Федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации“, а поэтому в силу статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не должен был применяться судом при вынесении решения по делу. В обоснование своих доводов торгово-закупочная база
также ссылается на постановление Конституционного Суда Республики Коми от 29.04.1997, согласно которому практика применения ставки налога на прибыль в размере 25% к предприятиям, осуществляющим торговую деятельность, признана не соответствующей статьям 64, 65 Конституции Республики Коми.

Министерство финансов Республики Коми, финансовый отдел администрации г. Воркуты и Государственная налоговая инспекция по г. Воркуте отзыв по существу заявленной жалобы не представили.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения от 19.08.1997 и постановления от 20.10.1997 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в соответствии со статьями 174 - 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленных в дело документов, Верховный Совет Республики Коми, руководствуясь пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней“ (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2292), принял постановление от 11.03.1994 N XII-19/9 “О первоочередных мерах по выводу экономики Республики Коми из кризиса“, пунктом 12 которого установил с 1 апреля 1994 г. ставку налога на прибыль, зачисляемого в консолидированный бюджет Республики Коми, для предприятий и организаций, имеющих доходы от казино, видеосалонов (видеопоказа), эксплуатации игровых автоматов, а также имеющих прибыль от торгово-посреднической деятельности, по этой прибыли - 25%. 12 октября 1995 года Государственным Советом Республики Коми принят Закон Республики Коми “О ставке налога на прибыль юридических лиц“, которым ставки налога на прибыль для юридических лиц, занимающихся осуществлением посреднических операций, установлены в размере 25%.

Акционерное общество “Торгово-закупочная база“ в период с 01.04.1994 по 01.10.1995 уплачивало налог на прибыль в консолидированный бюджет Республики Коми по ставке 25%, тем не менее оно полагает,
что должно было уплачивать налог по ставке 22%, поскольку торговая деятельность не относится к деятельности посреднической. Указанное привело к переплате за отмеченный период налога на прибыль в сумме 73495726 рублей.

Отказывая в удовлетворении иска о возврате из бюджета 73495726 рублей, Арбитражный суд Республики Коми исходил из того, что постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 29.04.1997 пункт 12 постановления Верховного Совета Республики Коми от 11.03.1994 N ХII-19/9 “О первоочередных мерах по выводу экономики Республики Коми из кризиса“, а также Закон Республики Коми от 12.10.1995 N 30-РЗ “О ставке налога на прибыль юридических лиц“ признаны соответствующими Конституции Республики Коми, ее статье 64 (пункт “и“ части 1), в связи с чем акционерное общество “Торгово-закупочная база“ обоснованно производило уплату налога на прибыль в консолидированный бюджет Республики Коми по ставке 25%.

Однако выводы суда в этой части являются ошибочными.

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (в первоначальной редакции) ставка налога на прибыль от посреднических операций и сделок была определена в размере 45% без подразделения по бюджетам различных уровней.

Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1994 г.“, принятым Государственной Думой 24.06.1994, установлено, что в бюджеты субъектов Российской Федерации в 1994 году зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но не свыше 22%, а для банков, кредитных учреждений, страховых организаций, бирж, брокерских контор и иных предприятий - по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, - по ставкам не выше 30%.

С принятием Федерального закона от 25.04.1995 N 63-ФЗ в аналогичной редакции стал
излагаться и последний абзац статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“.

Согласно пункту 2.9 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.1995 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“, а также пункту 12 ранее действовавшей Инструкции от 06.03.1992 N 4, к посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения. Для целей налогообложения прибыли не относится к посреднической заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность (кроме комиссионной).

Деятельность акционерного общества “Торгово-закупочная база“ по приобретению товаров у производителей и продаже их непосредственно населению не относится к посредническим операциям, в связи с чем взимание с него налога на прибыль по ставке 25% в консолидированный бюджет Республики Коми производилось налоговой инспекцией необоснованно.

Аналогичный вывод сделал и Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 29.04.1997 (л. д. 170).

При таких обстоятельствах требования акционерного общества “Торгово-закупочная база“ о возврате из бюджета 73495726 рублей является правомерными и, учитывая изменение нарицательной стоимости российских денежных знаков (постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182), подлежат удовлетворению в сумме 73495 рублей.

Акционерное общество “Торгово-закупочная база“, г. Воркута, также оспаривает решение от 19.08.1997 и постановление от 20.10.1997 Арбитражного суда Республики Коми в части отказа во взыскании с Министерства финансов Республики Коми, финансового отдела администрации г. Воркуты 175205174 рублей убытков.

По мнению заявителя, указанные убытки понесены им по причине незаконного отвлечения прибыли по повышенной ставке в сумме 73495726 рублей, в связи с чем, не имея собственных оборотных средств, он вынужден был взять коммерческие кредиты, за пользование которыми
уплатил установленные договорами проценты.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации “О государственной налоговой службе РСФСР“, статьей 16 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ убытки, причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых органов, возмещаются в порядке, установленном законом.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу государственными органами, подлежат возмещению Российской Федерацией или соответствующим субъектом Российской Федерации.

Между тем представленные в дело документы не свидетельствуют о наличии причинной связи между взятыми акционерным обществом кредитами и незаконными действиями государственных налоговых органов.

Так, кредитный договор от 01.02.1994, заключенный между филиалом акционерного коммерческого банка “Комибанк“ и муниципальным предприятием “Торгово-закупочная база“, оформлен до принятия Верховным Советом Республики Коми постановления от 11.03.1994 N XII-19/9 “О первоочередных мерах по выводу экономики Республики Коми из кризиса“. Следовательно, у заявителя имелись иные основания для получения кредитных ресурсов, которые не были связаны с последующим введением повышенной ставки налога на прибыль по отчислениям в бюджет Республики Коми.

Надлежащим доказательством не может являться и представленный в дело договор N 6 от 18.09.1995, заключенный со Сберегательным банком Российской Федерации в лице отделения N 7128 г. Воркуты. Из справки, составленной отделением N 7128 Сбербанка России (л. д. 34 - 37), усматривается, что ухудшение финансового положения торгово-закупочной базы произошло из-за снижения товарооборота в связи с регулярными невыплатами заработной платы населению г. Воркуты, падением покупательской способности граждан, высокими ценами на продаваемые товары.

Кроме этого, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что налоговые органы изымали у заявителя денежные средства в бесспорном порядке, что свидетельствовало бы об их незаконных действиях. Наоборот, акционерное общество “Торгово-закупочная база“ производило
уплату налога на прибыль по повышенной ставке в добровольном порядке.

С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми обоснованно отказал во взыскании 175205174 рублей убытков, поэтому кассационная инстанция не находит оснований для отмены в этой части принятых судебных актов.

Определением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа акционерному обществу “Торгово-закупочная база“ предоставлена отсрочка уплаты госпошлины в сумме 3287009 рублей до окончания кассационного производства. Учитывая размер удовлетворенных исковых требовании, а также изменение нарицательной стоимости российских денежных знаков (постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182), за подачу кассационной жалобы с заявителя подлежит взысканию госпошлина в сумме 2314 рублей.

Руководствуясь статьями 176 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

кассационную жалобу акционерного общества “Торгово-закупочная база“, г. Воркута, удовлетворить частично.

Решение от 19.08.1997 и постановление от 20.10.1997 Арбитражного суда Республики Коми по делу N 409/10 изменить.

Исковые требования акционерного общества “Торгово-закупочная база“ о возврате из бюджета 73495 рублей удовлетворить.

Возвратить акционерному обществу “Торгово-закупочная база“, г. Воркута, из бюджета Республики Коми 73495 рублей.

Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист на сумму 73495 рублей; произвести поворот исполнения решения в части взыскания госпошлины в сумме 1942 руб. 72 коп.

В остальной части решение от 19.08.1997 и постановление от 20.10.1997 оставить без изменения.

Взыскать с акционерного общества “Торгово-закупочная база“ в доход республиканского бюджета Российской Федерации 2314 рублей госпошлины.

Исполнительный лист выдать государственной налоговой инспекции по г. Воркуте.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

ЕВТЕЕВА М.Ю.

Судьи

МАСЛОВА О.П.

ЧУБАРОВ А.В.