Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 10.06.1997 N 33Г-97-11 Об отмене решения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 31 января 1997 года и признании недействительными и недействующими постановления правительства Ленинградской области от 28.03.1994 N 54 “О введении в Ленинградской области дополнительного налога на содержание инженерной инфраструктуры и сбора на благоустройство территории“ и инструкции N 1 о порядке исчисления и уплаты налога на содержание инженерной инфраструктуры.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 июня 1997 года

Дело N 33Г-97-11

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В.П., судей Жилина Г.А. и Василевской В.П. рассмотрела в судебном заседании от 10 июня 1997 года кассационные жалобы открытого акционерного общества “Холдинг Петрохлеб“, открытого акционерного общества “Приозерский деревообрабатывающий завод“, Санкт - Петербургского отделения Октябрьской железной дороги, Государственного предприятия “Октябрьская железная дорога“ на решение Ленинградского областного суда от 31 января 1997 года по их заявлениям, а также по заявлению закрытого акционерного общества “Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат“ о признании нормативного акта недействительным.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Василевской В.П., объяснения представителей:
ОАО “Холдинг Петрохлеб“ - И., Санкт - Петербургского отделения Октябрьской железной дороги - Т.О. и П, Государственного предприятия Октябрьской железной дороги - Н., ОАО “Приозерский ДОЗ“ - Е. и Т.Т., судебная коллегия

установила:

28 марта 1994 года правительство Ленинградской области приняло постановление “О введении в Ленинградской области дополнительного налога на содержание инженерной инфраструктуры и сбора на благоустройство территории“, которым на предприятия, организации, учреждения, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения независимо от их организационно-правовых форм, не имеющие в ведении жилищного фонда и не несущие расходов по его содержанию, возложена обязанность по уплате с 01.04.94 дополнительного налога на содержание и развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов в размере до двух процентов от суммы реализации продукции выполненных работ и предоставляемых услуг (п. п. 1, 2).

Одновременно рекомендовано главам администраций районов и городов, области ввести целевой сбор на благоустройство территорий с граждан предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм (п. 3 л.д. ГИ).

Во исполнение данного Постановления была разработана и утверждена начальником ГНИ по Ленинградской обл. и руководством Департамента финансов Ленинградской обл. Инструкция N 1 о порядке исчисления и уплаты налога на содержание инженерной инфраструктуры (л.д. 7 - 9).

ОАО “Холдинг - Петрохлеб“, ОАО “Приозерский деревообрабатывающий завод“, Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги, Государственное предприятие “Октябрьская железная дорога“ обратились в суд с заявлением о признании п. п. 1 и 3 Постановления Правительства области недействительными, Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат - с заявлением о признании данного Постановления недействительным в полном объеме. ОАО “Холдинг-Петрохлеб“, кроме того, просил признать недействительной и Инструкцию N 1 “О порядке исчисления и уплаты налога на содержание инженерной инфраструктуры“.

В
обоснование своих требований заявители указали, что обжалуемые нормативные правовые акты не соответствуют требованиям ст. 57 Конституции Российской Федерации и Закону Российской Федерации от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (с последующими изменениями и дополнениями). Принимая названные акты, правительство Ленинградской обл. превысило свои полномочия, предусмотренные как федеральным законодательством, так и Временным положением о законодательном собрании Ленинградской обл. от 18.01.94.

Решением Ленинградского областного суда от 31.01.97 в удовлетворении заявлений отказано.

Обжалуя судебное решение, ОАО “Холдинг Петрохлеб“, ОАО “Приозерский деревообрабатывающий завод“, Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги, Государственное предприятие “Октябрьская железная дорога“ просит о его отмене и вынесении нового об удовлетворении заявленных требований по тем же мотивам.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Признавая состоявшимися 28.03.94 Постановление правительства Ленинградской обл. и Инструкцию N 1 по вопросу о введении на территории Ленинградской обл. дополнительных налогов и сборов законными, суд сослался на п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 “О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 г.“, разрешающим государственным и местным органам власти устанавливать на своих территориях дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством; на день признания оспариваемых актов представительные органы власти в Ленинградской обл. хотя и были избраны, но “еще не работало и поэтому не могло разрешать вопросы об установлении налогов“.

Эти выводы суда не основаны на законе и не являются ошибочными.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в Российской
Федерации“ взиманию подлежат только налоги и сборы, установленные законным порядком. Налоги, взимаемые на основе закона, не могут считаться “законно установленными“ (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.96).

В нарушение названных требований дополнительный налог на содержание инженерной инфраструктуры и сбор на благоустройство территорий обл. был установлен первым заместителем председателя правительства Ленинградской обл., тогда как Конституция Российской Федерации и упомянутый выше Закон (ст. 18) исключают возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти.

Издавая 28.03.94 постановление о введении налога и сбора, заместитель председателя правительства обл. вышел за пределы своих полномочий и вопреки требованиям действующего законодательства вмешался в сферу деятельности законодателя.

Более того, как видно из текста Инструкции, объектом обложения дополнительным налогом служит прибыль предприятий (л.д. 8). Согласно же пп. “к“ ч. 1 ст. 19 и ст. 18 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ налог на прибыль относится к федеральным налогам и органы государственной власти всех уровней (и тем более органы исполнительной власти) не вправе вводить дополнительные налоги и отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Ссылка суда на п. 7 Указа Президента Российской Федерации N 2268 от 22.12.93 “О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 г.“, которым введен специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей, является неправомерной, в частности, потому, что на день издания обжалуемого постановления этот Указ не действовал, он вступил в силу лишь с 01.04.94.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что законодательное собрание Ленинградской области избрано 20.03.94.

Следовательно,
с этого дня только оно вправе принимать законы и нормативные акты, то есть заниматься правотворческой деятельностью по вопросам, относящимся к его компетенции, независимо от того, приостановлено ли оно к работе или нет.

Таким образом, решение суда является незаконным и на основании п. 4 ст. 306 ГПК РСФСР подлежит отмене.

В связи с тем, что по делу собирания или дополнительной проверки доказательств не требуется, обстоятельства дела установлены судом в полном объеме и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия находит возможным вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований и признании обжалуемых правовых актов недействительными со дня их принятия, не передавая дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 311, п. 4 ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия Верховного Суда РФ

определила:

Решение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 31 января 1997 г. отменить.

Признать Постановление правительства Ленинградской обл. N 54 от 28.03.94 “О введении в Ленинградской области дополнительного налога на содержание инженерной инфраструктуры и сбора на благоустройство территории“, а также Инструкцию N 1 о порядке исчисления и уплаты налога на содержание инженерной инфраструктуры, утвержденной начальником ГНИ по Ленинградской обл. и руководителем департамента финансов Ленинградской обл., недействительными и недействующими со дня их принятия, удовлетворив заявленные требования.