Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2000 N 74-Г00-2 В удовлетворении заявления о признании не соответствующим действительности текста бюллетеня для тайного голосования по выборам народного депутата отказано правомерно, так как текст избирательного бюллетеня допускает лаконичное изложение рода общественной деятельности кандидата.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 марта 2000 г. N 74-Г00-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.

судей Харланова А.В.

Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании от 10 марта 2000 года дело по кассационной жалобе Л. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 января 2000 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

кандидат в депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по Промышленному избирательному округу N 7 г. Якутска Л. обратился в суд
с заявлением об аннулировании избирательных бюллетеней, содержащих, по его мнению, недостоверные сведения о нем и признании в связи с этим неправомерными действий окружной избирательной комиссии по Промышленному избирательному округу N 7 г. Якутска и Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Л. изменил свои требования и просил признать не соответствующий действительности текст бюллетеня для тайного голосования по выборам 19 декабря 1999 года народного депутата Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по Промышленному избирательному округу N 7 г. Якутска, содержащий, по его утверждению, недостоверные сведения о роде его занятий и признании в связи с этим неправомерными действий окружной избирательной комиссии по Промышленному избирательному округу N 7 г. Якутска и Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).

В обоснование заявленных требований Л. указал, что он занимает на общественных началах должность заместителя председателя Комитета по правам человека при Вице-Президенте Республики Саха (Якутия), в то время как в бюллетень для голосования, несмотря на его возражения, внесен текст “комитет по правам человека, заместитель председателя“ без указания о том, что комитет состоит при Вице-Президенте Республики Саха (Якутия). Неправомерными действиями избирательных комиссий для него созданы неравные условия для участия в выборах, поскольку избирательный бюллетень является основным агитационным материалом. Из-за недостоверной информации о роде его занятий избиратели были введены в заблуждение, что отразилось на результатах выборов.

За нарушение законодательства о выборах Л. просил привлечь к административной ответственности председателей окружной и Центральной избирательных комиссий.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 января 2000 года в удовлетворении заявленных требований Л. отказано.

В кассационной жалобе Л. поставлен вопрос об отмене
решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в связи с нарушением судом норм процессуального права, недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не находит.

Отказывая в удовлетворении заявления суд исходил из того, что Комитет по правам человека при Вице-Президенте Республики Саха (Якутия) действует на общественных началах, в самом наименовании Комитета по правам человека, согласно Положения о нем не указано, что он состоит при Вице-Президенте, в связи с чем указание общественной должности Л. - заместитель Председателя Комитета по правам человека при Вице-Президенте Республики Саха (Якутия) не требуется, избирательный бюллетень не является основным агитационным материалом, он является документом, который служит для непосредственного выражения волеизъявления избирателей в пользу того или иного кандидата и подсчета голосов избирателей при подведении итогов голосования. В агитационном плакате, выпущенном окружной избирательной комиссией указано, что Л. является заместителем Председателя комитета при Вице-Президенте Республики Саха (Якутия), текст избирательного бюллетеня допускает лаконичное изложение рода общественной деятельности кандидата. Изложенные обстоятельства, по утверждению суда, свидетельствуют о том, что окружной избирательной комиссии было обеспечено равенство прав всех зарегистрированных кандидатов.

Принимая решение об отказе Л. в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу о законности действий избирательных комиссий, действовавших в соответствии с требованиями избирательного законодательства, в частности, положениями ст. 51 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Вывод суда основан на исследованных материалах, соответствует собранным по делу доказательствам, мотивирован и соответствует действующему законодательству.

Согласно п. 4 ст. 51 указанного выше Федерального закона избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимаемой каждым зарегистрированным кандидатом должности, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат.

Суд правильно указал в решении, что данные о кандидате в депутаты Л. соответствуют названным требованиям Закона.

Вывод суда подтверждается Положением о Комитете по правам человека в республике Саха (Якутия) в названии которого не указано, что он состоит при Вице-Президенте Республики Саха (Якутия).

Ссылка Л. на другие документы обоснованно не принята судом во внимание, поскольку они не должны противоречить названию указанного выше Положения.

Довод жалобы о том, что избирательный бюллетень является основным агитационным документом правильно отвергнут судом как несостоятельный и противоречащий положениям ст. ст. 2, 38, 43, 51 указанного выше Федерального закона. Сведения, содержащиеся в избирательном бюллетене носят информационный, а не агитационный характер.

С утверждением о том, что в связи с отсутствием в избирательном бюллетене указания о том, что комитет по правам человека состоит при Вице-Президенте Республики Саха (Якутия) избиратели были введены в заблуждение, согласиться нельзя, поскольку оно основано не на доказательствах, а является предположением.

Нарушение норм процессуального и материального права, которое привело или могло привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.

Руководствуясь
ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 января 2000 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.