Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2000 N 5-Г00-73 Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 12 мая 2000 года, которым отказано в удовлетворении требований об отмене решений Московской городской избирательной комиссии от 11 ноября 1999 года “О регистрации Лужкова Ю.М. кандидатом на должность мэра Москвы и Шанцева В.П. на должность вице-мэра Москвы“ и от 22 декабря 1999 года “Об итогах выборов мэра и вице-мэра Москвы по общегородскому избирательному округу“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 июля 2000 года

Дело No. 5-Г00-73

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в составе:

председательствующего В.И. Нечаева,

судей В.П. Василевской

и Т.Е. Корчашкиной

рассмотрела в судебном заседании 11 июля 2000 г. кассационную жалобу С. - Б. на решение Московского городского суда от 12 мая 2000 г.

Заслушав доклад судьи Нечаева В.И., объяснения С. - Б. и его представителя И., объяснение представителя Московской городской избирательной комиссии Р., заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И., полагавшей оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, коллегия

установила:

решением Московской городской избирательной комиссии от 11 ноября 1999 г. Л. и Ш. были зарегистрированы кандидатами на должности соответственно Мэра и вице - мэра Москвы. После состоявшихся 19 декабря 1999 г. выборов Мэра и вице - мэра Москвы по городскому избирательному округу Московская городская избирательная комиссия решением от 22 декабря 1999 г. опубликовала итоги выборов Мэра и вице - мэра Москвы по общегородскому избирательному округу. Ими были выбраны Л. и Ш.

С. - Б. обратился в суд с заявлением об отмене решений Московской городской избирательной комиссии “О регистрации Л. кандидатом на должность Мэра Москвы и Ш. на должность вице - мэра Москвы“ от 11 ноября 1999 г., а также “Об итогах выборов Мэра и вице - мэра Москвы по общегородскому избирательному округу“ от 22 декабря 1999 г. Заявление обосновано тем, что Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации“, п. 5 ст. 18, от 6 октября 1999 г. запрещено руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избираться более двух сроков подряд, однако в нарушение этого положения Л. избран на такую должность уже более двух сроков подряд.

Рассмотрев дело, суд указанным выше решением отказал С. - Б. в удовлетворении заявленных им требований. В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда, считая, что Л. по названному выше Федеральному закону не должен был регистрироваться и участвовать в качестве кандидата на должность Мэра Москвы в выборах Мэра и вице - мэра Москвы, проходивших 19 декабря 1999 г. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 г. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд. Между тем, как видно из материалов дела, Л. избран на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Москвы (Мэра Москвы) подряд второй раз. Так, первый раз он был избран Мэром Москвы 16 июня 1996 г. на четырехлетний срок и второй раз - 19 декабря 1999 г. на пятилетний срок.

Действительно, в апреле 1990 г. на сессии Моссовета Л. избирался председателем исполкома Моссовета: 12 июня 1991 г. гражданами, проживающими в г. Москве, на выборах Мэра и вице - мэра Москвы - вице - мэром
Москвы; Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1992 г. No. 565 Л., в связи с отставкой П. с должности Мэра Москвы, назначался главой администрации города Москвы, на него были возложены обязанности Мэра Москвы. Однако, как обоснованно указал суд, эти обстоятельства не могут служить основанием к отмене решений Московской городской избирательной комиссии “О регистрации Л. кандидатом на должность Мэра Москвы и Ш. на должность вице - мэра Москвы“ от 11 ноября 1999 г., а также “Об итогах выборов Мэра и вице - мэра Москвы по общегородскому избирательному округу“ от 22 декабря 1999 г.

Председатель исполкома Моссовета избирался на сессии Моссовета, а не гражданами, проживавшими в г. Москве, или специально созываемым собранием представителей, как это предусматривается пунктом 1 ст. 18 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 г. Вице - мэр Москвы по своему статусу является заместителем руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Москвы (Мэра Москвы). Выполнение обязанностей руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о назначении на эту должность не подпадает под действие пункта 5 ст. 18 названного Федерального закона.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия

определила:

решение Московского городского суда от 12 мая 2000 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С. - Б. - без удовлетворения.

Председательствующий

В.И.НЕЧАЕВ

Судьи:

В.П.ВАСИЛЕВСКАЯ

Т.Е.КОРЧАШКИНА