Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 11.10.1999 N 21-Г99-3 Дело по жалобе о назначении выборов главы администрации направлено на новое рассмотрение, поскольку судом при разрешении данного дела неправомерно применены нормы законов субъекта РФ, так как они противоречат федеральному законодательству.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 октября 1999 года

Дело N 21-Г99-3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Пирожкова В.Н.,

Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании от 11 октября 1999 года дело по кассационной жалобе А. на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 2 августа 1999 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Гермашевой М.М., полагавшей решение отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

А. обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с жалобой о назначении выборов главы администрации г. Нальчика. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что действующий в Республике порядок назначения главы администрации г. Нальчика Президентом КБР противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и нарушает его права избирателя.

Указанным решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики жалоба А. оставлена без удовлетворения.

Не соглашаясь с таким решением, заявитель в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене.

Судебная коллегия доводы жалобы находит обоснованными по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что порядок назначения глав администраций муниципальных образований Президентом Республики установлен Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, а также соответствующими законами Республики, регулирующими вопросы местного самоуправления. Главой администрации соответствующего муниципального образования назначается лишь избранный председатель совета представительного органа местного самоуправления.

При таком положении, по мнению суда, избирательные права заявителя не нарушаются.

Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72 п. “н“ и ст. 76) в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов местного самоуправления. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Вопросы, связанные с организацией местного самоуправления в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. В указанном Законе также содержатся положения о том, что законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления (ст. 7).

Согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным; глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в установленном законом порядке (ст. 14, 16).

Как следует из материалов дела, в Кабардино-Балкарской Республике установлен иной порядок наделения положениями глав муниципальных образований, в соответствии с которым избирается представительный орган местного самоуправления, из числа избранных депутатов избирается председатель Совета, который Указом Президента Республики назначается также и главой местной администрации (ст. 81 Конституции КБР и ст. 17 Закона КБР “О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике“).

Таким образом, заявитель обоснованно ссылается на нарушение его права в избрании главы администрации г. Нальчика, наделение полномочиями которого происходит не в
соответствии с указанным порядком, а Указом Президента Республики. В соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики освобождение от должности глав местной администрации производится также Президентом Республики. Установив при рассмотрении настоящего дела, что положения Конституции и других законов Республики не соответствуют федеральным законам, суд с учетом ст. 120 Конституции Российской Федерации должен был принять решение в соответствии с этими законами.

Нельзя согласиться также с выводом суда о том, что требования заявителя о назначении выборов главы администрации г. Нальчика являются несостоятельными.

Согласно Федеральному закону в редакции от 22 июня 1998 года “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“ суд назначает дату выборов, в том числе выборных должностных лиц местного самоуправления, в случаях, когда полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными в порядке, противоречащем законодательству, а также, когда в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 3 п. 6). Поскольку выводы суда о необоснованности указанных требований противоречат положениям закона, они не могут быть признаны законными и обоснованными.

В связи с тем, что судом неправильно применены нормы материального права, решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь п. 2 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 2 августа 1999 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в этот же суд.