Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 11.09.1998 N 3-В98пр-6 Иск в части взыскания в пользу истца недоплаченной пенсии и установления выплаты пенсии за выслугу лет с учетом денежного содержания, включающего доплату за классный чин, удовлетворен правомерно, поскольку до принятия нового закона о порядке присвоения квалификационных разрядов государственным служащим ранее присвоенные государственным служащим классные чины и квалификационные разряды сохраняются и не могут не учитываться при назначении пенсии по выслуге лет, исчисляемой от полного размера его денежного содержания.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 сентября 1998 года

Дело N 3-В98пр-6

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Василевской В.П.

рассмотрела в судебном заседании от 11 сентября 1998 г. по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Сыктывкарского районного суда от 22 октября 1997 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 декабря 1997 г. и постановление президиума Верховного Суда Республики Коми от 15 апреля 1998 г. дело по иску К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Сыктывкару, Министерству финансов Республики Коми и Министерству юстиции Республики Коми о взыскании недоплаченной пенсии и о возмещении морального вреда.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л., поддержавшей протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

К. обратился в суд с иском о взыскании с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Сыктывкару, с Министерства финансов Республики Коми и Министерства юстиции Республики Коми недоплаченной пенсии и о возмещении ему морального вреда, ссылаясь на то, что 1 января 1996 г. он был уволен в связи с выходом на пенсию из Министерства юстиции Республики Коми, ему была назначена пенсия за выслугу лет на государственной службе в размере 1528304 руб., в дальнейшем этот размер был, как считает истец, неправомерно уменьшен по причине исключения из денежного содержания доплаты за классный
чин.

Решением Сыктывкарского городского суда от 22 октября 1997 г. иск К. был удовлетворен частично: с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Сыктывкару в его пользу была взыскана сумма недоплаченной пенсии в размере 1652150 руб. и решено в дальнейшем выплату пенсии за выслугу лет К. производить с учетом денежного содержания, включающего доплату за классный чин; с Управления Пенсионного фонда РФ по г. Сыктывкару в доход государства взыскана госпошлина в размере 52608 руб.; К. в иске к Министерству юстиции Республики Коми и Министерству финансов Республики Коми о взыскании недоплаты пенсии отказано; К. в иске к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Сыктывкару и Министерству финансов Республики Коми о возмещении морального вреда отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 декабря 1997 г. решение суда оставлено без изменения.

Постановлением президиума Верховного Суда Республики Коми от 15 апреля 1998 г. отклонен протест прокурора Республики Коми.

В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части взыскания в пользу К. с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г. Сыктывкара недоплаченной пенсии в размере 1652150 руб. и установления выплаты пенсии за выслугу лет с учетом денежного содержания, включающего доплату за классный чин, в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для удовлетворения протеста не усматривает.

Как следует из материалов дела, К. был уволен с государственной службы из Министерства юстиции Республики Коми и с 1 января 1996 г. ему была назначена пенсия за выслугу лет на
государственной службе в размере 80% от денежного содержания по должности, занимаемой на день отставки, в соответствии с п. 19 постановления Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 г. N 63-13 СП (в редакции Указа Главы РК от 09.08.94 N 72) “О государственной службе Республики Коми“.

Пунктом 16 указанного постановления были определены выплаты, составляющие денежное содержание государственного служащего: должностной оклад, надбавка к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, классный чин и денежное поощрение по итогам службы за квартал и год.

Это постановление было введено в действие с 1 апреля 1994 г., за исключением гл. 2 п. п. 13, 16, 25, 27, 28, подпункта 4 ст. ст. 31, 34, решения по которым должны были быть приняты отдельно.

Пункт 16 постановления предусматривал, что порядок установления классных чинов государственных служащих будет определен законодательством Республики Коми.

Классный чин К., как государственному служащему Республики Коми, на день выхода на пенсию в соответствии с республиканским законодательством установлен не был. Приказом Министра юстиции Российской Федерации от 6 мая 1995 г. ему был присвоен классный чин - советник юстиции 1 класса.

Этот приказ издан в соответствии с п. 11 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. N 1187, и п. п. 2.3 и 3 Инструкции о порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденной приказом Министра юстиции РСФСР от 16 октября 1991 г.

1 февраля 1996 г. вступил в силу Закон Республики Коми “О государственной службе Республики Коми“, в соответствии со ст. 17 которого денежное содержание государственного служащего состоит
из денежного оклада, надбавок к должному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также других выплат, предусмотренных системой оплаты труда.

В ст. 7 этого Закона установлено, что квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы устанавливается федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 28 статья 7 настоящего Закона вступает в силу одновременно с нормативным правовым актом, определяющим процедуру присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы.

То обстоятельство, что до настоящего времени федеральный закон, устанавливающий порядок присвоения квалификационных разрядов, не принят, суд правильно оценил как не являющееся правовым основанием для отказа К. в назначении пенсии по выслуге лет на государственной службе.

Классный чин - советник юстиции 1 класса - был присвоен истцу в соответствии с действовавшим в 1995 г. порядком присвоения классных чинов работникам юстиции. До принятия соответствующего федерального закона этот порядок продолжает действовать постольку, поскольку не противоречит закону.

Выплата надбавки за классный чин предусматривается как Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации“ (ст. 19), так и постановлением “О государственной службе Республики Коми“ (п. 16) и ст. 17 Закона Республики Коми “О государственной службе Республики Коми“. Эта надбавка К. фактически выплачивалась и должна быть учтена при начислении пенсии за выслугу лет на государственной службе в соответствии с п. 19 республиканского постановления “О государственной службе Республики Коми“,
предусматривающим право государственного служащего на пенсию в размере 80% от денежного содержания по должности, в которое входит и надбавка за классный чин.

То обстоятельство, что термины “квалификационный разряд“ и “классный чин“ обозначают одно и то же понятие, подтверждается п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 “О денежном содержании федеральных государственных служащих“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации“ от 05.07.1995 N 119-ФЗ, а не Закон РФ.

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что согласно Закону Российской Федерации от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации“ и Закону Республики Коми “О государственной службе Республики Коми“ К. имеет классный чин, ничем не отличающийся от квалификационного разряда государственного служащего, присвоенный ему во время службы в установленном порядке. Довод протеста о том, что присвоенный К. классный чин неравнозначен квалификационному разряду, порядок присвоения которого должен быть утвержден федеральным законом, основан на предположении о том, что в будущем законодатель изменит содержание понятий “классный чин“ и “квалификационный разряд“. Вместе с тем такое предположение ни на каких фактических данных не основано и само по себе достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений быть признано не может.

Вывод суда о том, что классный чин - советник юстиции 1 класса - соответствует квалификационному разряду - советник Российской Федерации 1 класса - является правильным, т.к. до принятия нового закона о порядке присвоения квалификационных разрядов государственным служащим ранее присвоенные государственным служащим классные чины и квалификационные разряды сохраняются и являются основанием для выплаты
соответствующих надбавок к должностным окладам и, следовательно, не могут не учитываться при назначении пенсии по выслуге лет, исчисляемой не от оклада государственного служащего, а от полного размера его денежного содержания.

На основании ст. ст. 329, 330 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Сыктывкарского городского суда от 22 октября 1997 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 декабря 1997 г. и постановление президиума Верховного Суда Республики Коми от 15 апреля 1998 г. оставить без изменения, протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - без удовлетворения.