Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 14.09.1999 N КАС99-240 В удовлетворении заявления о признании незаконным приказа Министерства обороны РФ в части определения размера надбавок за ученые звания и ученые степени правомерно отказано, так как оспоренный акт Министерства обороны РФ не носит самостоятельного характера и фактически направлен на организацию исполнения нормативного акта Правительства РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 сентября 1999 г. N КАС99-240

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего А.И. Федина

членов коллегии: Ю.Г. Кебы

В.Н. Пирожкова

рассмотрела в судебном заседании от 14 сентября 1999 г. дело по жалобе В. на приказ Министерства обороны РФ N 239 от 20 июня 1996 г. “О выплате надбавки за ученое звание и ученую степень и надбавки за ученую степень офицерам Вооруженных Сил РФ“ по кассационной жалобе В. на решение Верховного Суда РФ от 17 июня 1999 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Министерства обороны РФ Х., возражавшего против удовлетворения
жалобы, Кассационная коллегия

установила:

приказом Министра обороны РФ N 239 от 20 июня 1996 г. утверждена “Инструкция “О порядке и размерах выплаты офицерам надбавки за ученое звание и ученую степень и надбавки за ученую степень“ (приложение N 1 к приказу).

В. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на данный акт Министерства обороны РФ в части определения размеров надбавок (в процентах) за ученые звания и ученые степени, сославшись на то, что Законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ установлены более высокие размеры этих надбавок к должностным окладам научно-педагогических работников высших учебных заведений“.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 1999 г. В. отказано в удовлетворении заявленного требования.

В кассационной жалобе В. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд РФ обоснованно сослался на то, что содержащиеся в “Инструкции о порядке и размерах выплаты офицерам надбавки за ученое звание и ученую степень“ размеры надбавок (в процентном отношении от оклада) определены не Министерством обороны РФ, а Советом Министров - Правительством РФ в Постановлении от 27 января 1993 г. N 65 “Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты“.

Как следует из материалов дела, фактически Министр обороны РФ своим приказом довел до сведения соединений, учреждений, военно-учебных заведений и организаций Вооруженных Сил РФ и государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, где проводится обучение граждан по программе подготовки офицеров запаса определенные Правительством РФ положения нормативного акта,
не создав каких-либо новых показателей (нормативов, норм, правил поведения и т.п.).

Согласно действующему законодательству Правительство РФ является вышестоящим по отношению к Министерству обороны РФ государственным органом исполнительной власти в Российской Федерации.

Кроме того, Законами РФ “О статусе военнослужащих“ в редакциях 1993 и 1998 годов к компетенции именно Правительства РФ отнесено установление размеров надбавок к должностным окладам военнослужащим.

Сами нормативные акты Правительства РФ (как и акты Совета Министров - Правительства РФ) могут быть на основании ст. 23 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации“ обжалованы в суд.

Заявитель также не лишен возможности обжаловать в суд Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 27 января 1993 г. N 65, содержащее конкретные размеры надбавок за ученое звание и ученую степень и надбавок за ученую степень офицерам Вооруженных Сил РФ по мотиву несоответствия их требованиям закона РФ.

Кроме того, В. может осуществить защиту своего конкретного права на получение более высокого размера надбавок к окладу (при наличии такого права), обратившись в суд с требованием о выплате дополнительных сумм, если считает, что фактически выплачиваемые ему надбавки не соответствуют требованиям закона.

При рассмотрении такого требования в случае установления несоответствия акта, в том числе и постановления Совета Министров - Правительства РФ закону суд обязан принимать решение в соответствии с законом (на основании ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).

С учетом изложенных обстоятельств у суда не было оснований для признания положений Инструкции, касающихся размеров надбавок за ученое звание и ученую степень и надбавок за ученую степень офицерам Вооруженных Сил РФ, незаконным, поскольку оспоренный акт Министра обороны РФ не носит самостоятельный характер не содержит новых норм и,
фактически, направлен на организацию исполнения правительственного постановления.

По этим основаниям правомерно суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии необходимости в государственной регистрации и опубликовании в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г., обжалованного акта Министерства обороны РФ.

Кассационная жалоба содержит доводы аналогичные доводам, выдвигаемым заявителем в суде первой инстанции. Эти доводы по изложенным выше основаниям правомерно отвергнуты Верховным Судом РФ с указанием соответствующих мотивов в решении.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда РФ от 17 июня 1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу В. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Ю.Г.КЕБА

В.Н.ПИРОЖКОВ