Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 14.09.1999 N 56-Г99-15 В удовлетворении заявления о назначении даты выборов главы администрации города отказано правомерно, поскольку нормативная база, необходимая для проведения выборов в органы местного самоуправления, в субъекте РФ создана и оснований для назначения выборов в судебном порядке не имеется, кроме того, должность главы местного самоуправления может быть предусмотрена только в уставе муниципального образования, который не был принят в городе на момент рассмотрения дела.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 сентября 1999 года

Дело N 56-Г99-15

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 14 сентября 1999 г. по кассационным жалобам Б., М. и К. на решение Приморского краевого суда от 16 июля 1999 г. дело по заявлению Б. и М. о назначении даты выборов главы администрации г. Владивостока.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения адвоката Иванова Н.В. в защиту интересов заявителей, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Б. и М. обратились в суд с заявлением о назначении даты выборов главы администрации г. Владивостока в соответствии с Федеральным законом “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“, ссылаясь на то, что необходимая нормативная база для проведения таких выборов в городе до настоящего времени не создана, устав города не принят, органы местного самоуправления не сформированы, что является нарушением конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления в г. Владивостоке.

Решением Приморского краевого суда от 16 июля 1999 г. заявление было оставлено без удовлетворения.

В кассационных жалобах заявителей поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда
не усматривает.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“, на который ссылались заявители при обращении в суд с требованием о назначении выборов главы администрации г. Владивостока, он подлежит применению в тех случаях, когда

законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;

истекли сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Этот Закон применяется для регулирования тех правоотношений, которые не урегулированы законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований.

При рассмотрении дела о назначении выборов главы администрации г. Владивостока в соответствии с указанным Федеральным законом судом было учтено, что в г. Владивостоке отсутствует представительный орган местного самоуправления, не принят устав города, в соответствии с которым могли бы быть организованы выборы главы администрации города, а также то, что многочисленные попытки организовать и провести выборы представительных органов местного самоуправления г. Владивостока успехом не увенчались.

В Приморском крае нормативная база, необходимая для проведения выборов в органы местного самоуправления, была создана с принятием Законов от 17 октября 1995 г. “О выборах глав муниципальных образований в Приморском крае“, от 23 апреля 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 25 июля 1996 г.) “О выборах в органы местного самоуправления Приморского края“,
от 9 февраля 1996 г. N 28-КЗ “О местном самоуправлении в Приморском крае“.

Без учета требований этих Законов Приморского края назначение выборов в органы местного самоуправления г. Владивостока в судебном порядке в соответствии с утвержденным Федеральным законом “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“, Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации произведено быть не может в силу прямого указания в ст. 1 этого Федерального закона об ограниченной сфере его применения.

Обосновывая вывод о том, что в г. Владивостоке нарушается конституционное право граждан на местное самоуправление, заявители ссылались на то, что выборы главы местного самоуправления города, являющегося муниципальным образованием, не назначены в срок, установленный в ч. 1 ст. 58 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Оценивая этот довод, суд правильно указал на то, что г. Владивосток в соответствии с действующим на территории Приморского края законодательством является муниципальным образованием, в котором должны быть сформированы представительные органы местного самоуправления, правомочные в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации и ч. 3 ст. 12 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с уставом города, который предстоит принять, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления города.

В соответствии с пунктом “н“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

При отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование. Вместе с тем субъект Российской Федерации не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона, и обязан соблюдать общие требования, предъявляемые к установлению административной ответственности и производству по административным делам.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации населению гарантировано самостоятельное решение вопросов местного значения, к числу которых относится и решение вопроса о введении должности главы местного самоуправления и о порядке ее замещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к органам местного самоуправления относятся:

выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;

другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Статья 16 Закона предусматривает, что должности главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливаются по усмотрению жителей муниципального образования в уставе этого муниципального образования; уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного
самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Таким образом, должность главы местного самоуправления может быть предусмотрена только в уставе муниципального образования, в связи с чем суд обоснованно оставил без удовлетворения требования заявителей.

На основании п. 1 ст. 305 Гражданского процессуального кодекса РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Приморского краевого суда от 16 июля 1999 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Б., М. и К. - без удовлетворения.