Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 17.03.1998 N 3-Г98-2 Заявление о признании забастовки незаконной удовлетворено правомерно, поскольку при проведении забастовки не соблюдена процедура предварительного разрешения коллективного трудового спора, в установленном порядке работодателю требования забастовщиков не предъявлялись, не соблюдена примирительная процедура, не обеспечено согласование и выполнение обязательного минимума необходимых работ, что не соответствует федеральному законодательству.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 марта 1998 года

Дело N 3-г98-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании от 17 марта 1998 г. по кассационной жалобе Коми-республиканской федерации профсоюзов авиационных диспетчеров на решение Верховного Суда Республики Коми от 27 января 1998 г. дело по заявлению Сыктывкарского транспортного прокурора о признании незаконной забастовки.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя ГРП “Комиаэронавигация“ Т. (доверенность - л.д. 183), президента исполкома Коми ФПАД К. и Г. (доверенность N 23 от 13.03.98), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Сыктывкарский транспортный прокурор в порядке ст. 41 ГПК РСФСР обратился в суд с требованием о признании незаконной начатой с 29 сентября 1997 г. забастовки членов Коми ФПАД на ГРП “Комиаэронавигация“, ссылаясь на то, что участниками забастовки не соблюдены требования Федерального закона РФ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“: не соблюдена процедура предварительного разрешения коллективного трудового спора; в установленном порядке работодателю требования забастовщиков не предъявлялись; не соблюдена примирительная процедура, не обеспечено согласование и выполнение обязательного минимума необходимых работ.

Решением Верховного Суда Республики Коми от 27 января 1998 г. заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационной жалобе Коми-республиканская ФПАД просит отменить решение, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального
прав.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения не усматривает.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 175-ФЗ от 23.11.95 “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“ коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Судом установлено, что забастовка проводилась по призыву Коми-республиканской ФПАД, что следует из ее письма от 15 сентября 1997 г. Основанием для объявления и проведения забастовки с 29 сентября 1997 г. явились невыполнение требований ФПАД России, изложенных в письме от 11 августа 1997 г., уклонение ФАС России от примирительных процедур, невыполнение соглашения, предусмотренного протоколом от 10 апреля 1997 г. (л.д. 11). В письме ФПАД России от 11 августа 1997 г. были сформулированы не только требования о ликвидации задолженности по заработной плате, но и требования по ее перерасчету, о принятии ряда организационных мер по направлению денежных средств, взыскании задолженности с ряда авиакомпаний, привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей, уклоняющихся от участия в переговорах по заключению коллективных договоров, и др. (л.д. 6 - 7). В протоколе заседания сторон по вопросу согласования социально-экономических проблем от 10 апреля 1997 г., невыполнение которого указано в качестве основания для объявления забастовки, предусмотрен еще ряд мер по заключению коллективного договора и др. (л.д. 14).

Вывод суда о том, что забастовщики наряду с требованием погасить задолженность по заработной плате выдвинули и ряд других требований, предусмотренных п. 1 ст. 2 Федерального закона “О порядке разрешения коллективных
трудовых споров“ и направленных на изменение условий оплаты труда, подтверждается и протоколами конференций ряда членских организаций ФПАД, и письмом Коми ФПАД от 29 сентября 1997 г., где в качестве повода к забастовке указано неудовлетворение требований Совета Коми ФПАД от 9 декабря 1996 г. об установлении заработной платы, вознаграждения за выслугу лет, доплат за особые условия труда (л.д. 21 - 23, 33 - 34).

С учетом изложенного и того обстоятельства, что коллективный трудовой спор возник между работниками - членами ФПАД, интересы которых представляет исполком Коми ФПАД в соответствии с уставом, и работодателем - администрацией ГРП “Комиаэронавигация“, суд пришел к правильному выводу о том, что спорные правоотношения регулируются Федеральным законом “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“.

Довод представителей Коми ФПАД о том, что она не являлась инициатором объявленной с 29 сентября 1997 г. забастовки на авиапредприятиях Республики Коми и не возглавляла эту забастовку во время ее проведения, судом первой инстанции проверялся и правильно признан неубедительным.

Из материалов дела следует, что 15 сентября 1997 г. Коми ФПАД одновременно с выдвижением требований к работодателю, не переходя к обязательным примирительным процедурам, объявила о забастовке авиадиспетчеров с 29 сентября 1997 г. (л.д. 11 - 12). Ссылка представителя Коми ФПАД на то, что забастовка проводилась по инициативе центрального профсоюзного органа (ФПАД России), а поэтому региональный орган не должен выполнять примирительные процедуры, не может быть признана обоснованной, так как работники состоят в трудовых отношениях с ГРП “Комиаэронавигация“, их деятельность связана с безопасностью людей, порядок предварительного разрешения спора обязателен для всех трудовых коллективов и их представителей, независимо от того, что инициатором проведения
забастовки являлся центральный общероссийский профсоюзный орган, поскольку в Законе “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“ нет специальной оговорки об освобождении работников конкретного предприятия от примирительной процедуры в подобных случаях.

В сообщении Коми ФПАД о начале забастовки членов ФПАД в ГРП “Комиаэронавигация“ было указано, что эта забастовка проводится в связи с невыполнением требований ФПАД России, изложенных в письме N 153 от 11 апреля 1997 г., уклонением ФАС России от участия в примирительных процедурах и невыполнением Соглашения от 10 апреля 1997 г.

В Республике Коми забастовка проводилась по решению членских организаций Коми-республиканской ФПАД, которые в протоколах своих конференций прямо указали на то, что их забастовка проводится в соответствии с Федеральным законом “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“ (л.д. 21 - 24).

При проведении забастовки требование этого Закона о соблюдении порядка согласования минимума необходимых работ выполнено не было.

В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 16 названного выше Закона в организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг). Минимум необходимых работ (услуг) определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в 5-дневный срок с момента принятия решения о забастовке. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Судом установлено, что минимум необходимых работ в период забастовки был установлен органом исполнительной власти 26 сентября 1997 г., однако в нарушение требований закона Коми ФПАД дала указание
трудовым коллективам руководствоваться минимумом работ, определенным исполкомом ФПАД (л.д. 63, 80).

Поскольку при проведении забастовки были нарушены требования ст. ст. 5 - 8, 16 Федерального закона “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“, суд правильно признал эту забастовку незаконной.

На основании п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Коми от 27 января 1998 г. оставить без изменения; кассационную жалобу Коми-республиканской федерации профсоюзов авиационных диспетчеров - без удовлетворения.