Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 17.11.1998 N 51-Г98-11 В удовлетворении жалобы на решение избирательной комиссии Алтайского края от 16.07.1998 N 76 и признании недействительным Закона Алтайского края “О порядке отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления Алтайского края“ от 27.09.1996 N 272 отказано правомерно, поскольку в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ предусмотрена возможность отзыва выборного должностного лица местного самоуправления.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 ноября 1998 года

Дело N 51-Г98-11

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Жилина Г.А.,

Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании от 17 ноября 1998 г. гражданское дело по жалобам Топчихинского районного Совета депутатов на решение избирательной комиссии Алтайского края N 76 от 16.07.98 г. “О назначении голосования по отзыву главы Топчихинского района Д.“ и о признании недействительным Закона Алтайского края “О порядке отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления Алтайского края“ от 27.09.96, главы Топчихинского района Д. о признании недействительным Закона Алтайского края “О порядке отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Алтайского края“, признании недействительными мотивов отзыва и отмене решения избирательной комиссии Алтайского края N 76 от 16.07.98 по кассационной жалобе Топчихинского районного Совета депутатов на решение Алтайского краевого суда от 26 августа 1998 г., которым в удовлетворении жалоб Топчихинского районного Совета депутатов и главы Топчихинского района отказано.

Заслушав доклад судьи Кебы Ю.Г., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Корягиной Л.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

Топчихинская территориальная комиссия 10 апреля 1998 г. зарегистрировала инициативную группу по отзыву главы администрации района Д., а 16 мая 1998 г. решением N 10 признала число подписей избирателей достаточным (4136 подписей) для назначения даты голосования по отзыву главы
района Д. и направила информацию в Топчихинский районный Совет депутатов, который своим постановлением N 30 от 16.06.98 отказал в назначении даты голосования об отзыве главы района.

Свой отказ мотивировал тем, что отзыва отказа не соответствуют действительности и что в районе отсутствуют необходимые финансовые средства для проведения голосования. 16 июля 1998 г. избирательной комиссией Алтайского края принято решение N 76, которым назначено голосование об отзыве главы Топчихинского района на 13 сентября 1998 г. (л.д. 6).

Топчихинский районный Совет депутатов и глава района Д. обратились в краевой суд с жалобами, в которых просили признать незаконным и противоречащим Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ решение избирательной комиссии Алтайского края N 76 от 16.07.98, а также признать недействительным Закон Алтайского края “О порядке отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае“.

В дополнительных требованиях просили признать недействительным Закон Алтайского края N 272 от 27.09.96 как противоречащий Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, а также Уставу Алтайского края и Закону Алтайского края “Об основах местного самоуправления в Алтайском крае“ не предусматривающим возможность отзыва выборного должностного лица местного самоуправления.

Представители Алтайского краевого Законодательного Собрания, краевой и территориальной избирательных комиссий, инициативной группы возражали против жалоб, полагая, что действовали в пределах полномочий, предусмотренных Законом Алтайского края N 272 от 27.09.96, который не противоречит действующему в Российской Федерации и Алтайском крае законодательству.

Алтайским краевым судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Топчихинский районный Совет депутатов, ссылаясь на
неправильное толкование и применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Верховного Суда РФ не находит оснований к отмене решения суда.

Федеральным законом Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (п. 5 ст. 18) предусмотрено, что в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Уставом Топчихинского района Алтайского края предусмотрена возможность прекращения полномочий главы района путем его отзыва.

Законом Алтайского края N 272 от 27.09.96 с последующими изменениями и дополнениями “О порядке отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае“ предусмотрены принципы и порядок института отзыва указанных лиц местного самоуправления.

Разрешая жалобы, краевой суд правильно руководствовался указанными выше правовыми актами и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований к их удовлетворению.

Ссылка в жалобе на то, что Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ не предусмотрена возможность отзыва несостоятельна, поскольку названный Закон регулирует основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме, а также избирать и быть избранным, в том числе и в органы местного самоуправления.

В данном случае решался вопрос о назначении голосования по отзыву главы Топчихинского района. Правовой акт, регулирующий институт отзыва, Ф.И.О. не принят, в связи с чем у суда были законные основания разрешить спорные правоотношения в соответствии с правовым актом, Ф.И.О. субъекта Российской Федерации. Поскольку вопрос об установлении общих принципов организации местного самоуправления относится
к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, то субъект РФ до принятия соответствующего федерального закона вправе осуществлять самостоятельное правовое регулирование по предметам совместного ведения.

Законодательное Собрание Алтайского края вправе было принять закон, регулирующий порядок отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.

Утверждение в жалобе о том, что Уставом Алтайского края и Законом края “Об основах местного самоуправления в Алтайском крае“ не предусмотрена возможность отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, не может служить основанием к отмене решения, поскольку в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ установлено, что уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления может быть предусмотрена.

Как видно из материалов дела, Алтайским краевым Законодательным Собранием принят Закон “О порядке отзыва депутата...“ и Уставом Топчихинского района также предусмотрена возможность прекращения полномочий главы района (ст. 49, л.д. 68).

Таким образом, вывод суда о наличии правовой базы по отзыву главы района соответствует материалам дела и является правильным.

Решение суда мотивировано, имеется ссылка на материальный закон, доводы заявителей и возражения заинтересованных лиц получили оценку суда в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РСФСР, и Судебная коллегия с ними согласна.

С учетом изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ

определила:

решение Алтайского краевого суда от 26 августа 1998 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Топчихинского районного Совета депутатов - без удовлетворения.