Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 17.09.1999 N 88-Г99-10 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения Государственной Думы Томской области “О досрочном прекращении полномочий и назначении даты выборов главы администрации Томской области“ от 03.06.1999 N 291 отказано правомерно, поскольку в случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти субъекта РФ уполномоченный на то орган обязан назначить выборы, законодательный орган субъекта РФ назначил выборы в установленные федеральным законодательством и законами субъекта РФ сроки.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 сентября 1999 года

Дело N 88-Г99-10

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Нечаева
В.И.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 17 сентября 1999 г. кассационную жалобу С. на решение Томского областного суда от 30 июля 1999 г., которым ему и М. отказано в удовлетворении заявлений о признании недействительным решения Государственной Думы Томской области “О досрочном прекращении полномочий и назначении даты выборов главы администрации Томской области“ от 3 июня 1999 г. N 291.

Заслушав доклад судьи В.И. Нечаева, объяснения представителя Государственной Думы Томской области Ш., представителя главы администрации Томской области Я., представителя избирательной комиссии Томской области З., заключение помощника Генерального прокурора России Л.Л. Корягиной, полагавшей отменить решение суда, исследовав материалы дела, коллегия

установила:

решением Государственной Думы Томской области “О досрочном прекращении полномочий и назначении даты выборов главы администрации Томской области“ от 3 июня 1999 г. N 291 удовлетворено личное заявление главы администрации Томской области К. о досрочном прекращении его полномочий с 18 сентября 1999 г. и назначены выборы главы администрации Томской области на 19 сентября 1999 г. Избирательной комиссии Томской области предписано обеспечить подготовку и проведение выборов в соответствии с действующим законодательством.

С. и М. обратились в суд с заявлениями о признании данного решения незаконным. Заявления обоснованы тем, что этим решением нарушаются Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации“, а также их конституционные права избирать и быть избранными в органы государственной власти области.

Рассмотрев заявления, суд вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе С. просит отменить решение суда, считая его неправильным. Обсудив доводы жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ изменение (увеличение или уменьшение) установленного, в частности, уставами, законами субъектов Российской Федерации срока полномочий действующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается. Норма об изменении (увеличение или уменьшение) установленного уставом, законом субъекта Российской Федерации срока полномочий выборных органов вступает в силу после истечения срока полномочий действующего органа государственной власти, а в случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти - после прекращения указанных полномочий.

В случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации уполномоченный на то орган обязан назначить выборы (п. 1 ст. 10 Федерального закона).

По смыслу приведенной ст. 8 и п. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона допускается досрочное прекращение полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В настоящем случае досрочное прекращение полномочий главы администрации Томской области К. с 18 сентября 1999 г. обусловлено его личным заявлением. Это не противоречит действующему законодательству.

Удовлетворив заявление К. о досрочном прекращении его полномочий главы администрации Томской области, Государственная Дума Томской области обязана была назначить выборы главы администрации Томской области. Такие выборы были назначены 3 июня 1999 г. Думой на 19 сентября 1999 г., в сроки, установленные Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации“ и Законом Томской области “О выборах главы администрации (губернатора) Томской области“.

Каких-либо избирательных прав, а также иных прав и интересов заявителей решение Государственной Думы Томской области “О досрочном прекращении полномочий и назначении даты выборов главы администрации Томской области“ от 3 июня 1999 г. N 291 не нарушает.

Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия

определила:

оставить решение Томского областного суда от 30 июля 1999 г. без изменения, кассационную жалобу С. - без удовлетворения.