Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 19.02.1999 N 31-Г99-1 Жалоба о признании недействительными абз. 2 п. 1 ст. 2 в части включения в объект налогообложения стоимости мебели, ст. 5 в части, касающейся направления сумм платежей по налогу на социальные нужды, п. 2 ст. 9 Закона Чувашской Республики “О налоге с продаж“ от 06.11.1998 N 25 удовлетворена правомерно, поскольку оспариваемые положения Закона субъекта РФ противоречат федеральному законодательству.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 февраля 1999 года

Дело N 31-Г99-1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Харланова А.В.,

Жилина Г.А.

рассмотрела в судебном заседании от 19 февраля 1999 г. дело по кассационной жалобе представителя Президента Чувашской Республики К. на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16 декабря 1998 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жилина Г.А., объяснения представителей Президента Чувашской Республики С. и К., поддержавших жалобу, объяснения М., В. и И., просивших решение оставить без изменения, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Корягиной Л.Л., полагавшей исключить из решения суждение о незаконности действий Президента, в остальной части решение оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

М., В., И. и Т. обратились с жалобами о признании недействительными п. “в“ ст. 1, абзаца второго п. 1 ст. 2, ст. 5 в части, касающейся направления сумм налога, п. 2 ст. 9 Закона Чувашской Республики от 6 ноября 1998 г. “О налоге с продаж“. В обоснование жалобы они указали, что содержащиеся в названных нормах Закона положения противоречат федеральному и республиканскому законодательству.

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 16 декабря 1998 г. жалобы заявителей удовлетворены частично с признанием недействительными: абзаца второго пункта 1 статьи 2 (в части включения в объект налогообложения стоимости мебели), статьи 5 (в части, касающейся направления сумм платежей по налогу на социальные нужды), пункта 2 статьи 9 Закона Чувашской Республики “О налоге
с продаж“ от 6 ноября 1998 г. N 25; признаны незаконными действия Президента Чувашской Республики при подписании названного Закона.

В кассационной жалобе представителя Президента Чувашской Республики оспаривается решение суда в части признания недействительными приведенных положений названного Закона и признания незаконными действий Президента Чувашской Республики при его подписании, ставится вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы (ст. 294 Гражданского процессуального кодекса РСФСР), Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. “О внесении изменений и дополнений в ст. 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу с продаж наряду со стоимостью других товаров признается также стоимость дорогостоящей мебели. Вопреки этому в абзаце втором п. 1 ст. 2 оспариваемого Закона в качестве объекта налогообложения предусмотрена стоимость мебели вообще.

При таких обстоятельствах суд правильно по этой конкретной позиции усмотрел противоречие республиканской нормы с федеральным законодательством, которое предусматривает расширение базы налогообложения субъектами Российской Федерации, но не за счет товаров и услуг первой необходимости.

Ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. предусмотрено строго целевое назначение сумм платежей по налогу, которые должны направляться на социальные нужды малообеспеченных групп населения. В статье же 5 оспариваемого Закона предусмотрено направление сумм платежей по налогу на социальные нужды вообще. Поэтому у суда имелись основания для признания соответствующего положения оспариваемой нормы недействительным.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Чувашской Республики “О налоге с продаж“ от 6 ноября 1998 г. он введен в действие с 1 сентября
1998 г. Следовательно, Закону, устанавливающему новый вид налога в Республике, придана обратная сила, что противоречит требованиям ст. 57 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд правильно удовлетворил требования о признании данной нормы недействительной.

Вместе с тем заслуживают внимания и удовлетворения доводы кассационной жалобы о необоснованном включении в мотивировочную и резолютивную части решения суждения о признании незаконными действий Президента Чувашской Республики при подписании оспариваемого Закона.

Подписание и обнародование Президентом Республики законов является неотъемлемой частью законотворческого процесса, и признание каких-либо положений закона недействительными по мотивам противоречия их положениям других нормативных актов, имеющих высшую юридическую силу, не требует дополнительной констатации незаконности действий кого-либо из субъектов законотворческого процесса.

Иных доводов о незаконности решения в кассационной жалобе не содержится. Руководствуясь ст. ст. 305 п. 1, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия

определила:

исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения Верховного Суда Чувашской Республики от 16 декабря 1998 г. суждение о незаконности действий Президента Чувашской Республики при подписании Закона Чувашской Республики “О налоге с продаж“ от 6 ноября 1998 г. N 25.

В остальной части кассационную жалобу представителя Президента Чувашской Республики К. на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16 декабря 1998 г. оставить без удовлетворения.