Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 20.11.1998 N 9-Вп98-10 Судебные решения по иску о выселении из жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, и встречному иску о вселении, признании за ответчицей с несовершеннолетним сыном права пользования жилым помещением отменены, так как суд первой инстанции не дал надлежащей оценки ряду юридически значимых обстоятельств по делу, не рассмотрел требования истицы по встречному иску о вселении ее с сыном и в составе суда надзорной инстанции находился судья, принимавший участие в рассмотрении данного дела в кассационной инстанции.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 ноября 1998 года

Дело N 9-Вп98-10

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Жилина Г.А.,

Зайцева В.Ю.

рассмотрела в судебном заседании от 20 ноября 1998 г. дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда РФ на решение Московского районного суда г. Нижнего Новгорода от 28 ноября 1994 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 23 декабря 1994 г., постановление президиума Нижегородского областного суда от 15 февраля 1996 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Жилина Г.А., заключение помощника Генерального прокурора РФ Корягиной Л.Л., полагавшей протест удовлетворить, Судебная коллегия

установила:

П.С. обратился с иском к бывшей жене П.Г. о ее выселении из дома, принадлежащего ему на праве собственности.

В обоснование иска он указал, что бывшая жена неправильным поведением создает условия, невозможные для совместного проживания. Кроме того, все жилое помещение нужно ему для личного пользования, поскольку он намерен зарегистрировать брак с другой женщиной.

П.Г. в этом же процессе обратилась с иском к П.С. о вселении, признании за нею с несовершеннолетним сыном права пользования жилым помещением.

В обоснование иска она указала, что 28 июня 1994 года бывший муж выгнал ее с малолетним сыном из дома и препятствует их проживанию.

Решением Московского районного суда г. Нижнего Новгорода от 28 ноября 1994 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 23 декабря 1994 года,
иск П.С. удовлетворен, в иске П.Г. отказано.

Постановлением президиума Нижегородского областного суда от 15 февраля 1996 года решение и кассационное определение отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

Решением Московского районного суда г. Нижнего Новгорода от 23 мая 1996 года за несовершеннолетним П.М. признано право пользования спорным жилым помещением, в иске его матери П.Г. о признании права на жилое помещение и вселении отказано, иск П.С. о выселении П.Г. удовлетворен.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 июня 1996 года решение в части отказа в иске П.Г. и удовлетворения к ней иска П.С. отменено, вынесено новое решение об удовлетворении иска П.Г. о признании за нею права на спорное жилое помещение и вселении ее с ребенком.

В протесте ставится вопрос об отмене решения от 28 ноября 1994 г., кассационного определения от 23 декабря 1994 г., постановления президиума областного суда от 15 февраля 1996 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Удовлетворяя иск П.С. о выселении бывшей жены П.Г. с их совместным ребенком, суд исходил из того, что собственник дома сам нуждается во всей жилой площади дома. Однако при этом в нарушение требований ст. ст. 14, 50, 56 ГПК РСФСР не дал надлежащей оценки тому, что спорный дом состоит из 4 комнат, а также объяснениям П.Г. и другим доказательствам о ее проживании с ребенком в одной из изолированных комнат. Кроме того, суд не рассмотрел требования П.Г. о вселении ее с сыном.

При таких обстоятельствах у суда надзорной инстанции имелись предусмотренные ст. 330 ГПК РСФСР основания для отмены решения
и определения суда кассационной инстанции, необоснованно оставившего незаконное решение без изменения.

Вместе с тем само постановление президиума областного суда также нельзя признать законным, поскольку вопреки ст. 19 ГПК РСФСР в его составе находился судья С., который ранее участвовал в рассмотрении этого же дела в кассационной инстанции.

После отмены указанных судебных постановлений не имеется оснований для направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку к настоящему времени спор сторон разрешен вступившими в законную силу решением Московского районного суда от 23 мая 1996 года и определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 июня 1996 года, которые не опротестовываются.

Руководствуясь ст. ст. 311, 328, 329, 330, 332 ГПК РСФСР, Судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г. Нижнего Новгорода от 28 ноября 1994 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 23 декабря 1994 года, постановление президиума Нижегородского областного суда от 15 февраля 1996 года отменить.