Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 22.12.1999 N 6-Г99-7 В удовлетворении жалобы на отказ окружной избирательной комиссии в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы РФ отказано правомерно, так как после проведенной избирательной комиссией проверки достоверными было признано недостаточное для регистрации количество подписей избирателей в поддержку кандидата.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 декабря 1999 года

Дело No. 6-Г99-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 22 декабря 1999 г. по кассационной жалобе З.В.В. на решение Рязанского областного суда от 9 ноября 1999 г. дело по жалобе З.В.В. постановление окружной избирательной комиссии Рязанского избирательного округа No. 149 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения З.В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

2 ноября 1999 г. постановлением окружной избирательной комиссии Рязанского избирательного округа No. 149 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва З.В.В., выдвинутому избирательным объединением “Русская социалистическая партия“, было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу, как представившему недостаточное количество достоверных подписей избирателей.

З.В.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление избирательной комиссии, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ он представил в окружную избирательную комиссию 6057 подписей избирателей, из которых избирательной комиссией признано достоверными лишь 4989 подписи, а 1068 подписей избирателей признаны недостоверными: 256 подписей на основании
п. 9 ст. 46 и 812 подписей на основании п. 4 и 6 ст. 46 указанного Закона.

Выводы избирательной комиссии, по мнению заявителя, являются необоснованными, поскольку рабочая группа, проверявшая подписные листы, работала не в полном составе; ее выводы о внесении данных об избирателях в подписные листы не самим избирателем и не сборщиком подписей сделаны без соответствующего экспертного заключения, в связи с чем вызывают сомнения. Сбор подписей в его поддержку проводился группой лиц, каждый из которых является сборщиком и вправе вносить необходимые сведения в подписные листы.

Заявитель считает не основанным на законе и вывод рабочей группы о признании подписей избирателей недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 46 Закона, поскольку основания признания подписи избирателей недействительными, регламентируются в п. 1 ст. 44 этого Закона. По результатам же проверки достоверности данных в подписных листах достоверной или недостоверной может быть признана подпись избирателя, а не другие данные о нем или о сборщике подписей.

Решением Рязанского областного суда от 9 ноября 1999 г. жалоба З.В.В. была оставлена без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявителя поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ не позднее, чем через десять дней после приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу документов, избирательная комиссия обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата. Основанием отказа, в соответствии с
п. 6 данной статьи, могут быть, в частности:

а) существенное нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка сбора подписей;

б) отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, указанных в ст. 37, 40 и 45 настоящего Федерального закона;

в) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов или обнаружение более 15% недостоверных подписей избирателей среди подписей, подвергшихся проверке, в случае, если для регистрации не был внесен избирательный залог.

Восемьсот двенадцать представленных заявителем подписей избирательная комиссия признала недостоверными по тем основаниям, что при их сборе был нарушен порядок сбора подписей. Этот вывод избирательной комиссии суд правильно признал законным.

В соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписные листы либо самим избирателем, либо лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. В п. 6 той же статьи Закона указано на то, что при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату его выдачи, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.

В судебном заседании были проверены подписные листы, удостоверенные С. (папка No. 1, подписной лист No. 24), К. (папка No. 1, подписной лист No 26), С. (папка No. 1, подписные листы No. 27, 74; папка No. 2, подписной лист No. 83), Г. (папка No. 1,
подписной лист No. 31; папка No. 2, подписной лист No. 35), З.Л.П. (папка No. 2, подписные листы No. 4, 9, 80; папка No. 3, подписной лист No. 73); З.А.В. (папка No. 2, подписные листы No. 13, 55), З.А.А. (папка No. 2, подписной лист No. 59, 72, 93), А. (папка No. 2, подписной лист No. 77), указанными в качестве сборщиков подписей. Между тем, при простом визуальном осмотре очевидно, что данные об избирателях внесены в подписные листы не ими и не самими избирателями, из чего суд сделал правильный вывод о том, что эти лица сбор подписей в поддержку кандидата не осуществляли, а лишь заверили уже заполненные подписные листы.

При таких обстоятельствах применение избирательной комиссией подп. “з“ п. 9 ст. 46 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“, в соответствии с которым недействительными признаются все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока либо если эта подпись недостоверна, является правильным.

Заполнение подписного листа иными лицами, кроме самого избирателя или сборщика подписей, удостоверяющего подписной лист, Законом не предусмотрено, в связи с чем избирательная комиссия правомерно признала недостоверными подписи избирателей, данные о которых в подписные листы внесли иные лица. Довод З.В.В. о том, что эти данные вносили сборщики подписей, удостоверявшие другие подписные листы, является бездоказательным и в силу указанных норм Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ не имеющим существенного правового значения.

После проведенной избирательной комиссией проверки достоверными были признаны 4989 подписей избирателей
в поддержку З.В.В. Указанного количества подписей недостаточно для регистрации кандидата, в связи с чем избирательная комиссия приняла законное решение об отказе в регистрации З.В.В. кандидатом в депутаты.

На основании п. 1 ст. 305, ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Рязанского областного суда от 9 ноября 1999 г. оставить без изменения, кассационную жалобу З.В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

В.П.КНЫШЕВ

Судьи

Б.А.ГОРОХОВ

А.В.ХАРЛАНОВ