Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 23.06.1997 N 20-Г97-5 Суд правомерно признал выборы главы местной администрации состоявшимися и действительными и обязал избирательную комиссию зарегистрировать избранного главу местной администрации, так как при проведении выборов нарушений законодательства и прав граждан допущено не было.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 июня 1997 года

Дело No. 20-Г97-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Соловьева В.Н.,

Глянцева В.В.

рассмотрела в судебном заседании от 23 июня 1997 г. дело по кассационной жалобе Б. на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 30 апреля 1997 г. по жалобам кандидатов на должность главы администрации г. Хасавюрта Республики Дагестан У. на бездействие Хасавюртовской городской территориальной избирательной комиссии; Б. на утверждение ею итогов XX сессии Хасавюртовского городского собрания по проведению выборов главы администрации г. Хасавюрта, а также У. на решение сессии городского собрания от 9 и 11 апреля 1997 г., которыми проведенные 6 апреля 1997 г. выборы главы администрации г. Хасавюрта признаны несостоявшимися.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., выслушав объяснения представителя Б. адвоката Кабанова А.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

У. обратился в суд с жалобой на Хасавюртовскую городскую территориальную избирательную комиссию, которая на заседании не произвела, по его мнению, вопреки итогам результатов состоявшихся выборов 6 апреля 1997 г. главы администрации г. Хасавюрта, его регистрацию в этом качестве и не выдает ему в соответствии с законом служебного удостоверения.

Однако до судебного заседания Хасавюртовская ГТИК на заседании 18 апреля 1997 г. приняла решение зарегистрировать в качестве главы администрации г. Хасавюрта У. и выдать ему соответствующее удостоверение.

С этим решением не согласился Б., утверждавший в своей жалобе, что выборы главы
администрации 6 апреля 1997 г. прошли с грубыми нарушениями законодательства о выборах. Будучи кандидатом в главы администрации г. Хасавюрта, в своей жалобе он утверждал, что фактически не У., а он набрал большее количество голосов депутатов городского собрания.

К числу грубых нарушений он отнес большое количество бюллетеней, изготовленных и розданных депутатам.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 30 апреля 1997 г. проведенные на XX сессии Хасавюртовского городского собрания депутатов 6 апреля 1997 г. выборы признаны состоявшимися и действительными. Суд обязал Хасавюртовскую городскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать У. в качестве главы администрации г. Хасавюрта и выдать ему соответствующее удостоверение.

Одновременно суд признал недействительным решение Хасавюртовской территориальной избирательной комиссии от 18 апреля 1997 г. об утверждении итогов XX сессии Хасавюртовского городского собрания депутатов от 6 апреля 1997 г. и выдаче удостоверения главы администрации г. Хасавюрта У.

Также судом признано недействительным решение XX сессии Хасавюртовского городского собрания депутатов от 9 и 11 апреля 1997 г. о признании проведенных 6 апреля 1997 г. выборов главы администрации г. Хасавюрта несостоявшимися.

Не соглашаясь с указанным решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан, Б. в своих кассационных жалобах (основной и дополнительной) ставит вопрос об его отмене по мотивам нарушения судом норм материального и процессуального права. Полагая, что судом не дана надлежащая оценка имевшему место нарушению права жителей на непосредственное участие в выборах главы администрации города, Б. утверждает, что тем самым были нарушены конституционные права жителей г. Хасавюрта.

В жалобах также делается ссылка на то, что судом оставлено без внимания и соответствующей оценки несоответствие и противоречивость положений
федерального законодательства и норм местного республиканского и муниципального законодательства.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшееся решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан подлежащим оставлению без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 28 ноября 1996 г. выборы главы администрации г. Хасавюрта были назначены на 6 апреля 1997 г.

Судом достаточно полно, тщательно и объективно выяснены все обстоятельства их проведения на XX сессии Хасавюртовского городского собрания. Более того, судом непосредственно исследовались первичные документы этих выборов: избирательные бюллетени, список депутатов, получивших их под расписку, протоколы No. 1 и No. 2 заседаний счетной комиссии.

Судом дана надлежащая правовая оценка этим документам, в связи с чем он обоснованно расценил их в качестве доказательств своего вывода о действительном волеизъявлении 25 (двадцати пяти) депутатов городского собрания при выборах главы администрации г. Хасавюрта.

Доводы Б. и его сторонников об отсутствии выборов как таковых судом проверялись, но подтверждения не нашли.

Обоснован судом и вывод о несостоятельности суждений о несовпадении результатов тайного голосования и подаче большинства голосов за кандидата Б.

Письменные заявления группы депутатов, поданные после состоявшихся выборов и в которых они объясняют свою позицию, также судом расценены критически, поскольку сами по себе они при наличии подлинных бюллетеней не могут нести никакой правовой нагрузки.

Суд правильно подчеркнул в решении, что действительное волеизъявление депутатов определяется в порядке, определенном законом, т.е. в силу подсчета поданных в день выборов избирательных бюллетеней.

Нельзя не согласиться и с выводом суда о
том, что отдельные процедурные недостатки, имевшие место в ходе выборов, а затем и сессии (в частности, отсутствие секретаря), не повлияли на результат голосования, который был определен в ходе подсчета отраженных в бюллетенях голосов.

Судом мотивирован основной вывод судебного решения добытыми по делу доказательствами, отвечающими принципам относимости и допустимости.

Следовательно, удовлетворяя жалобу У., суд обоснованно и по существу спора правильно пришел к выводу о действительности проведенных 6 апреля 1997 г. выборов главы администрации г. Хасавюрта и последующих за этим правовых последствий.

Доводы жалобы о нарушениях конституционных прав граждан и, в частности, возможности их участия в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права судом проверялись, но подтверждения не нашли.

В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г.) глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 28 ноября 1996 г. “О назначении выборов глав администраций районов, городов Республики Дагестан“ на 6 апреля 1997 г. выборы глав администраций районов и городов согласно приложению No. 1 должны были проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одновременно в районах и городах, включенных в приложение No. 2, они осуществлялись представительными органами местного самоуправления (л.д. 177
- 178). К их числу был отнесен и г. Хасавюрт.

Поскольку указанное постановление на день проведения выборов не было опротестовано и не отменено, то говорить о нарушениях прав жителей г. Хасавюрт не представляется возможным.

При таких обстоятельствах судебная коллегия Верховного суда Республики Дагестан нарушений норм материального права не допустила. Утверждения же об этом в кассационной жалобе, следовательно, являются несостоятельными.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что постановленное решение основано на действительных обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда находит указанное решение обоснованным и законным.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 30 апреля 1997 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Б. - без удовлетворения.

Председательствующий

М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА

Судьи

В.Н.СОЛОВЬЕВ

В.В.ГЛЯНЦЕВ