Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 23.10.1995 Представление прокурора о нарушении работником милиции Закона РСФСР “О милиции“ и несоблюдении им норм УПК при выполнении служебных обязанностей может быть оспорено в судебном порядке.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 октября 1995 года

(извлечение)

В 1994 году О.В.П. и О.В.П. обратились в суд с иском к прокуратуре г. Димитровграда Ульяновской области о защите чести и достоинства и о взыскании 5 млн. руб. в счет компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что ответчик в своих представлениях в адрес начальника отдела внутренних дел г. Димитровграда от 15 августа и 14 сентября 1994 г. необоснованно обвинил их, работников милиции, в занятии предпринимательской деятельностью, в нарушении норм УПК РСФСР при исполнении ими служебных обязанностей, в непристойном поведении и оскорблении работников прокуратуры во время нахождения в прокуратуре города.

Приведенные в представлениях сведения, по мнению
О., не соответствуют действительности, унижают их честь и достоинство, порочат деловую репутацию и причинили моральный вред.

Решением Мелекесского районного народного суда г. Димитровграда исковые требования О. удовлетворены частично, суд обязал прокуратуру г. Димитровграда Ульяновской области внести изменение в представление от 14 сентября 1994 г. “О грубом нарушении норм УПК РСФСР при аресте З.“ и исключить указание о нарушении братьями О. требований норм УПК РСФСР, в остальной части в иске О. отказал.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда решение суда в части требований истцов о защите чести и достоинства отменила и дело производством прекратила, в остальной части решение суда оставила без изменения.

Президиум Ульяновского областного суда согласился с выводом кассационной инстанции об отмене решения суда в части требований истцов о защите чести и достоинства и прекращении по этому вопросу производства по делу.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене определения судебной коллегии областного суда и постановления президиума того же суда в части прекращения дела.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 23 октября 1995 г. определение кассационной инстанции и постановление президиума областного суда в части отмены решения суда и прекращения производства по делу отменила, а решение суда оставила без изменения по следующим основаниям.

Отменяя решение суда в части отказа истцам в иске о защите чести и достоинства и прекращая в этой части производство по делу, кассационная инстанция исходила из того, что, согласно ст. 220 УПК и разъяснениям, данным в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. “О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о
защите чести и достоинства граждан и организаций“, для обжалования действий и решений прокурора предусмотрен иной порядок, обжалование производится путем подачи жалобы вышестоящему прокурору.

Следовательно, по мнению кассационной инстанции, заявленное истцами требование о защите чести и достоинства не подлежит рассмотрению в суде.

С такими доводами кассационной инстанции согласился и президиум областного суда.

Между тем вывод кассационной инстанции и президиума нельзя признать обоснованным.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как видно из материалов дела, приведенные в представлениях прокурора данные характеризуют О. с отрицательной стороны, в них ставится вопрос об увольнении их из органов милиции за действия, дискредитирующие звание работника милиции.

По мнению истцов, приведенные в представлениях сведения не соответствуют действительности, поэтому они обратились в суд с иском о защите чести и достоинства.

Суд правильно принял к рассмотрению иск О. в порядке ст. 7 ГК РСФСР (ныне ст. 152 части первой ГК РФ).

Представление прокурора о нарушении О. ст. 20 Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. “О милиции“ и несоблюдении ими норм УПК РСФСР при выполнении служебных обязанностей не может быть отнесено к документам, о которых указывается в п. 3 названного постановления Верховного Суда РФ, для обжалования которых предусмотрен иной установленный законом порядок.

При указанных обстоятельствах кассационная инстанция ошибочно пришла к выводу о том, что заявленное истцами требование о защите чести и достоинства не подлежит рассмотрению в суде.

Следовательно, определение судебной коллегии областного суда и постановление президиума областного суда, согласившегося с этим постановлением, подлежат отмене с оставлением
решения суда в указанной части без изменения.