Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 23.09.1999 N 22-Г99-7 В удовлетворении жалобы о признании недействительными протоколов избирательных комиссий о результатах голосования и решения Центральной избирательной комиссии республики о признании выборов состоявшимися и действительными отказано правомерно, так как существенных нарушений при проведении голосования и подведении итогов выборов не установлено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 сентября 1999 года

Дело N 22-Г99-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Соловьева В.Н.,

Пирожкова В.Н.

рассмотрела в судебном заседании от 23 сентября 1999 г. дело по жалобе кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия - Алания по Нальчикскому избирательному округу N 56 Ц. и В. на действия Центральной, окружной и участковых избирательных комиссий по выборам в Парламент РСО-Алания по кассационным жалобам заявителей на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 11 июня 1999 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя Д. - С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

с жалобами на действия избирательных комиссий: участковых N 274 - 276, 311; окружной N 56 и Центральной (Центризбирком РСО-Алания) по итогам состоявшихся 25 апреля 1999 г. выборов в Парламент Республики Северной Осетии - Алания в суд обратились кандидаты в депутаты по этому округу (N 56) Ц. и В. В своих жалобах они просили признать недействительными протоколы избирательных комиссий, отразивших результаты голосования избирателей, а также решение Центральной избирательной комиссии РСО-Алания от о мая 1999 г., признавшей выборы депутата Парламента Республики Северная Осетия - Алания по Нальчикскому избирательному округу N 56 состоявшимися и действительными. По результатам голосования депутатом по данному округу был избран Д.

Как Ц., так и В. свои жалобы мотивировали тем, что на избирательных участках
округа N 56 имели место грубые нарушения порядка голосования и подведения итогов, а окружная избирательная комиссия, зная об этих нарушениях, признала Д. избранным депутатом Парламента РСО-Алания.

Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 11 июня 1999 г. жалобы Ц. и В. оставлены без удовлетворения.

В кассационных жалобах заявители просят отменить указанное решение суда, утверждая, что его выводы не соответствуют установленным обстоятельствам проведения выборов и выявленным при этом нарушениям требований как республиканского, так и федерального законодательства.

В их числе и Ц. и В. указывают на такие, как нарушение сроков составления списка избирателей - военнослужащих (в/ч 3724), удаление на избирательном участке N 275 во время подсчета голосов их членов комиссии с совещательным голосом и наблюдателей, нарушение принципа тайного голосования на избирательном участке N 311, где в кабинах для голосования одновременно находилось по несколько человек, расхождения в итоговых цифрах протоколов участковых избирательных комиссий и окружной.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а жалобы Ц. и В. - без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со п. 3 ст. 64 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результате выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов
(включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

В п. 3 ст. 88 республиканского Закона “О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания“ от 30 октября 1998 г. воспроизводится аналогичное положение закона.

Как видно по делу, судом проверены доводы жалоб о наличии указанных нарушений и им дана надлежащая правовая оценка.

Вместе с тем суд, с учетом добытых по делу доказательств, в том числе и объяснений самих заявителей, обоснованно сделал вывод о том, что допущенные в ходе голосования нарушения, установленные в судебном заседании, не могли оказать существенного влияния на результаты голосования.

В полной мере относится, по мнению суда, этот вывод и к тому обстоятельству, что на момент принятия решения ЦИК РСО-Алания о признании состоявшимися и действительными выборов по Нальчикскому избирательному округу N 56 в производстве суда имелась жалоба Ц. на действия участковых и окружной избирательных комиссий.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ полагает возможным согласиться с выводами суда.

Как видно по делу, из общего числа избирателей, зарегистрированных по Нальчикскому избирательному округу N 56 - 6031 человек, участие в голосовании приняло 2909 человек, из них за Д. подан - 1181 голос, а за В. - 558 и за Ц. - 408, т.е. меньше на 623 и 773 голоса.

В то же время судом установлено, что разница в голосах по ошибочным сведениям, отраженным в протоколах, составляет единицы и не влияет на итоговый результат голосования.

Не нашли своего подтверждения и доводы заявителей об удалении из помещений избирательных участков их наблюдателей и доверенных
лиц.

Удаление же лиц, не наделенных соответствующими полномочиями, к числу нарушений не относится.

Правильно судом сделан вывод и о том, как проходило голосование на избирательном участке N 311 (СИЗО). В силу Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений“ избиратели этого участка голосовали в кабинах в присутствии лица, осуществляющего их конвоирование. Однако поскольку от них в избирательную комиссию не поступило ни одной жалобы на допущенное нарушение их избирательных прав, в том числе принципа тайного голосования, то суд обоснованно оценил имевшее место нарушение как не повлиявшее на результаты выборов.

Относительно ссылки в жалобе на то, что член окружной избирательной комиссии Абнелова в подтверждение имевшихся нарушений не подписала протокол окружной комиссии, то судом правильно приняты во внимание ее показания, данные суду в судебном заседании, где она пояснила, что претензий к комиссии по поводу ее действий она не имеет.

При таких обстоятельствах вынесенное по данному делу решение суда следует признать законным и обоснованным.

Кассационные жалобы Ц. и В. по этой причине удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 11 июня 1999 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий

М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА

Судьи

В.Н.СОЛОВЬЕВ

В.Н.ПИРОЖКОВ