Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 24.10.2000 N 56-Г00-24 Размер пособия на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), не может быть менее фактической стоимости установленных натуральных норм на питание, приобретение одежды в конкретном регионе.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 октября 2000 года

Дело N 56-Г00-24

(извлечение)

Приморская краевая общественная организация (ПКОО) “Юридический суворовско - нахимовский клуб“ (“ЮСНК“) обратилась в суд с жалобой на распоряжение губернатора Приморского края от 8 декабря 1998 г. N 1506 “О нормативе выплаты средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан“, ссылаясь на то, что установленный этим распоряжением минимальный норматив средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан, в сумме 300 руб. в месяц на каждого ребенка противоречит Федеральным законам “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ и “О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, постановлению Правительства Российской Федерации N 409 от 20 июня 1992 г., поскольку не учитывает расчет размера ежемесячного денежного содержания на одного подопечного ребенка исходя из норм, установленных Правительством, и фактических розничных цен в регионе на продовольственные и промышленные товары. Норматив денежного содержания одного подопечного ребенка в 300 руб., по мнению заявителя, в 2 - 4 раза ниже величины прожиточного минимума для ребенка - школьника и никак не обеспечивает его содержание и развитие. В заявлении содержится требование обязать губернатора Приморского края признать государственным долгом ущерб, причиненный подопечным детям неправильным определением размера пособия, в сумме 62937438 руб. с включением этого долга в краевой бюджет на 2000 год и с определением срока его погашения до 2002 года, а также обязать заключить с ПКОО “ЮСНК“ как с представителем подопечных детей соглашение о погашении этого долга и обязать губернатора Приморского края ежеквартально устанавливать норматив по месячному денежному содержанию одного подопечного ребенка с 1 июля 2000 г. не ниже величины прожиточного минимума для ребенка - школьника в Приморском крае.

Решением Приморского краевого суда от 11 августа 2000 г. в удовлетворении заявления ПКОО “ЮСНК“ отказано по тем основаниям, что требование о приведении размера пособий в соответствие с прожиточным минимумом на законе не основано, а также потому, что при определении размера этого пособия помимо нормативов на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь, по мнению суда, следует учитывать иные расходы на содержание подопечных, включая алиментные платежи, пенсии по потере кормильцев, предоставляемые опекунам и попечителям льготы по оплате посещения
образовательных учреждений, по приобретению путевок в оздоровительные лагеря, по оплате коммунальных услуг, квартплаты и т.п.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 24 октября 2000 г., рассмотрев дело по кассационной жалобе ПКОО “ЮСНК“, решение суда отменила, а дело направила на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ (в ред. Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 103-ФЗ) предусмотрены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально - экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

Согласно ст. 8 Закона государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг и определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти социальной защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются также Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (в ред. Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ), согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии
с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав этих детей в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.

Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных детей основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

Статья 5 данного Федерального закона предусматривает, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите таких детей производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими нормами Федеральных законов постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 483, от 17 июля 1996 г. N 829,
от 30 марта 1998 г. N 366) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием этих детей согласно приложениям N 1, 2 и 3. Данные нормы распространены на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

В силу п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 порядок выплаты денежных средств на опекаемых детей регулируется Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 г. N 199 (зарегистрировано в Минюсте России 17 февраля 2000 г. N 2120).

Пунктом 1 Положения предусмотрено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) указанные денежные средства исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Вывод суда о том, что размер пособия на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством, может быть менее фактической стоимости установленных натуральных норм на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря в конкретном регионе, основан на неправильном толковании и применении указанных положений федерального законодательства.

Размер пособия на содержание этих детей обусловлен только установленными федеральными органами исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в конкретном регионе ценами на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь. Стоимостное выражение иных льгот, предоставляемых детям и их опекунам (попечителям), на размер данного пособия влиять не может в связи с тем, что установление этих льгот в силу ст. 8 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ является самостоятельной мерой государственной поддержки детей
- сирот.

Решение суда основано на неправильном применении норм материального права и подлежит отмене в соответствии с п. 4 ст. 306 и п. 3 ст. 307 ГПК РСФСР.

Поскольку при рассмотрении дела суд неправильно определил юридически значимые для него обстоятельства, имеется основание для отмены решения и по п. 1 ст. 306 ГПК РСФСР.

Оспаривая минимальный норматив на питание, приобретение одежды, мягкого инвентаря для опекаемых детей в сумме 300 руб. в месяц за 1998 и 1999 годы, представитель ПКОО “ЮСНК“ ссылался на то, что определенный губернатором Приморского края размер пособия не соответствует основным показателям качества жизни детей по стандартам, установленным федеральными органами государственной власти. Этот довод заявителя юридически значим, так как, в случае его подтверждения, оспариваемый нормативный правовой акт не мог быть признан законным. Между тем этот довод судом оставлен без внимания, хотя основным предметом судебного разбирательства по делу являлся вопрос о том, соответствует ли размер установленного в Приморском крае пособия на содержание опекаемых детей фактической стоимости предусмотренного Ф.И.О. набора продуктов, одежды, обуви и мягкого инвентаря.

Как видно из дела, обжалуемый заявителем нормативный правовой акт на момент разрешения спора в суде являлся недействующим, так как размер пособия на 2000 год определен иным распоряжением губернатора Приморского края. Если это обстоятельство действительно имело место, суд должен был выяснить, к подсудности какого суда относится такое дело, поскольку в соответствии со ст. 115 ГПК РСФСР в порядке нормоконтроля в краевом суде могут рассматриваться жалобы лишь на действующие нормативные правовые акты.

Вопрос о законности утратившего силу нормативного правового акта может быть рассмотрен судом, но не с точки зрения соответствия его федеральному
законодательству, а в рамках дела о защите конкретных имущественных или личных неимущественных прав заявителя, нарушенных в результате применения этого, впоследствии отмененного, нормативного правового акта. Однако в соответствии со ст. 114 ГПК РСФСР такое дело подсудно не Приморскому краевому суду, а районному суду по общим правилам о подсудности.

Поэтому Приморскому краевому суду следовало уточнить, какой именно нормативный правовой акт в настоящее время обжалуется заявителем, после чего решить вопрос о том, подлежит ли спор рассмотрению в суде, а если подлежит, то к подсудности какого суда он отнесен.