Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 26.11.1999 N 92-Г99-9 В удовлетворении жалобы о признании недействительным постановления Центральной избирательной комиссии республики о назначении членов городской избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы РФ отказано правомерно, так как выборный орган местного самоуправления в городе отсутствует, и суд обоснованно пришел к выводу, что состав городской территориальной избирательной комиссии мог быть назначен ЦИК республики.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 ноября 1999 года

Дело No. 92-Г99-9

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Василевской В.П.,

Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании от 26 ноября 1999 г. дело по жалобе К. о признании недействительным постановления Центральной избирательной комиссии Республики Тыва от 12 октября 1999 г. No. 02-3/41 “О назначении членов Кызылской городской избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва“ по кассационной жалобе К. на решение Верховного Суда Республики Тыва от 25 октября 1999 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кнышева В.П., объяснения представителя К. - С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

К. обратился в суд с жалобой о признании недействительным постановления Центральной избирательной комиссии Республики Тыва от 12 октября 1999 г. No. 02-3/41 “О назначении членов Кызылской городской избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва“ и возложении обязанности на ЦИК РТ немедленно утвердить состав Кызылской территориальной избирательной комиссии в соответствии с предложениями администрации г. Кызыла, изложенными в постановлении от 8 сентября 1999 г., указывая, что данное постановление ЦИК РТ является заведомо незаконным и необоснованным.

Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Тыва возражал против удовлетворения жалобы, мотивируя тем, что оспариваемое постановление принято Центральной избирательной комиссией в порядке и
на основании действующего законодательства Российской Федерации и Республики Тыва.

Верховный Суд Республики Тыва, рассмотрев данное дело в качестве суда первой инстанции, решением от 25 октября 1999 г. отказал К. в удовлетворении жалобы о признании недействительным постановления Центральной избирательной комиссии Республики Тыва No. 02-3/41 от 12 октября 1999 г. “О назначении членов Кызылской городской избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва“.

В кассационной жалобе, поданной К., поставлен вопрос об отмене решения по тем основаниям, что суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства, неправильно применил нормы материального права и постановил незаконное решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава. Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее 1/3 состава территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания РФ. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. Пунктом 3 ст. 23 разрешено при отсутствии соответствующего органа местного самоуправления назначение состава избирательной комиссии производить вышестоящей избирательной комиссией.

Поскольку выборный орган местного самоуправления в г. Кызыле отсутствует, суд обоснованно пришел
к выводу, что состав Кызылской городской территориальной избирательной комиссии мог быть назначен Центральной избирательной комиссией.

Из постановления ЦИК РТ No. 02-3/41 от 12 октября 1999 г. видно, что из девяти членов Кызылской городской территориальной избирательной комиссии трое являются представителями избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе, что составляет 1/3 состава избирательной комиссии. Это: Н. от общественно - политического движения “Наш дом - Россия“, П. от Тувинского отделения объединения “Яблоко“, Я. от Кызылского горкома Коммунистической партии РФ. Дав оценку этим обстоятельствам, суд пришел к правильному выводу, что требование Федерального закона, обязывающего назначить в состав территориальной избирательной комиссии не менее 1/3 представителей избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, Центральной избирательной комиссией РФ соблюдено.

Доводы заявителя о том, что при выдвижении кандидатов в состав территориальной избирательной комиссии от избирателей по месту работы были нарушены требования закона, а именно четыре члена комиссии выдвинуты трудовыми коллективами, в которых могут работать лица, не являющиеся в силу закона избирателями, судом проверены и обоснованно, по изложенным мотивам, признаны необоснованными. Дав оценку представленных представителем ЦИК РТ выписок из протоколов собраний избирателей РСУ Ресмстройучасток, городского отдела образования, ООО “Аква“, ООО “Алдынсай“, к которым приложены списки работников этих организаций, суд установил, что выдвижение кандидатов в члены территориальной избирательной комиссии осуществлялось на собрании избирателей, работающих в этих трудовых коллективах. Не доверять этим документам у суда оснований не имелось.

Правильно отвергнуто и утверждение заявителя К. о нарушении ст. 16 Закона РТ “О выборах депутатов местных хуралов представителей“, обязывающей вышестоящую избирательную комиссию назначить избирательную комиссию по выборам депутатов местного хурала представителей по представлению местной
администрации, так как установлено, что 12 октября 1999 г. ЦИК РТ назначила состав Кызылской городской территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы, а не депутатов городского хурала представителей. Из имеющейся в деле выписки из протокола заседания Кызылской городской избирательной комиссии видно, что повторные выборы в Кызылский городской хурал представителей по округам, где выборы не состоялись, перенесены на 19 декабря 1999 г. 15 октября 1999 г., т.е. 12 октября 1999 г. выборы в Кызылский городской хурал представителей назначены не были. Следовательно, Центральная избирательная комиссия РТ при вынесении постановления No. 02-3/41 от 12 октября 1999 г. не нарушила требования ст. 16 Закона РТ “О выборах депутатов местных хуралов представителей“.

Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которое привело или могло привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 25 октября 1999 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.

Председательствующий

В.П.КНЫШЕВ

Судьи

В.П.ВАСИЛЕВСКАЯ

Т.Е.КОРЧАШКИНА