Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 28.09.1999 N 5-в99пр-243 Заявление о признании недействительной регистрации общественной организации и ликвидации ее как юридического лица удовлетворено правомерно, поскольку на образование коллегии адвокатов необходимо согласие Министерства юстиции РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 сентября 1999 года

Дело N 5-в99пр-243

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Нечаева
В.И.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании 28 сентября 1999 г. протест заместителя Генерального прокурора России на решение Басманного межмуниципального суда г. Москвы от 23 октября 1998 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 января 1999 г. и постановление президиума Московского городского суда от 29 апреля 1999 г.

Заслушав доклад судьи В.И. Нечаева, объяснения председателя президиума Второй коллегии адвокатов Московской области З., представителей Министерства юстиции Российской Федерации С., К. и М., представителя Гильдии российских адвокатов М., заключение помощника Генерального прокурора России Л.Л. Корягиной, поддержавшей протест, исследовав материалы дела, коллегия

установила:

Управление юстиции администрации Московской области произвело 26 июля 1996 г. регистрацию устава Московской областной общественной организации “Вторая коллегия адвокатов Московской области“.

Прокурор Московской области обратился в суд с заявлением к Управлению юстиции администрации Московской области и Московской областной общественной организации “Вторая коллегия адвокатов Московской области“ о признании регистрации названной общественной организации недействительной и ликвидации ее как юридического лица.

Дело неоднократно рассматривалось судебными инстанциями, решением Басманного межмуниципального суда г. Москвы от 23 октября 1998 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 января 1999 г. и постановлением президиума Московского городского суда от 29 апреля 1999 г., заявление прокурора Московской области было удовлетворено.

В протесте заместителя
Генерального прокурора России поставлен вопрос об отмене данных судебных постановлений. Протест обоснован тем, что Министерство юстиции СССР, которое давало разрешение на образование коллегий адвокатов, ликвидировано. Положение же о Министерстве юстиции Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. аналогичного указания не содержало. Поэтому для регистрации указанной выше коллегии адвокатов не требовалось разрешение Министерства юстиции Российской Федерации.

Обсудив доводы протеста, Судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.

Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и на них распространяется действие Федерального закона “Об общественных объединениях“. Данный вывод следует из содержания ст. 2 указанного Закона, согласно которой действие настоящего Закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов.

Вместе с тем особенности, связанные, в частности, с созданием отдельных видов общественных объединений, могут регулироваться специальными законами (ст. 4 Федерального закона). В отношении коллегий адвокатов таким специальным законом является Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. В соответствии со ст. 3 этого Положения с согласия Министерства юстиции СССР, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.

Довод в протесте о том, что Министерство юстиции СССР ликвидировано, а Положение о Министерстве юстиции России от 4 ноября 1993 г. аналогичного указания не содержало, не может служить поводом к отмене решения суда, судебной коллегии и постановления президиума. Постановлением Государственного Совета СССР “Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР“ от 14 ноября 1991 г. N ГС-13 были упразднены министерства СССР,
в том числе Министерство юстиции СССР.

По пункту 9 Указа Президента РСФСР “О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР“ от 28 ноября 1991 г. образованные при формировании Правительства РСФСР министерства и ведомства РСФСР являются правопреемниками соответствующих упраздняемых министерств и ведомств. Следовательно, исходя из положений названных Указа и постановления Министерство юстиции России является правопреемником Министерства юстиции СССР по всем его полномочиям, в том числе предусмотренному пунктом 3 Положения об адвокатуре РСФСР.

Не может являться поводом к отмене судебных постановлений и довод о том, что в пункте 6 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Советом Министров - Правительством России от 4 ноября 1993 г. N 1187, не содержится указания на образование межтерриториальных и других коллегий адвокатов с согласия Министерства юстиции России. Перечень полномочий Министерства, который был дан в этом пункте, не являлся исчерпывающим. В этом же пункте указывалось на осуществление Министерством юстиции России других функций, вытекающих из его компетенции. Из приведенного положения следует, что компетенция Министерства юстиции России закреплялась не только названным Положением, но и другими нормативными актами, в частности Указом Президента РСФСР “О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР“ от 28 ноября 1991 г. и Положением об адвокатуре РСФСР.

В новом Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента России от 2 августа 1999 г. N 954, п. 37, установлено, что это Министерство дает в установленном порядке согласие на образование коллегий адвокатов.

Таким образом, судебные постановления соответствуют закону, являются обоснованными и оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России

определила:

оставить
решение Басманного межмуниципального суда г. Москвы от 23 октября 1998 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 января 1999 г., постановление президиума Московского городского суда от 29 апреля 1999 г. без изменения, протест заместителя Генерального прокурора России - без удовлетворения.