Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 03.12.1999 N 58-Г99-11 В принятии заявления о признании недействительными постановлений главы администрации Хабаровского края от 24.06.1998 N 255 и от 15.03.1999 N 110 отказано правомерно, поскольку на момент вынесения определения закон, наделяющий суды общей юрисдикции полномочиями по проверке соответствия нормативных актов ниже уровня федерального закона, в том числе постановлений главы исполнительной власти субъекта РФ, иному, имеющему большую юридическую силу акту, отсутствовал.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 декабря 1999 года

Дело N 58-Г99-11

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Нечаева В.И.

рассмотрела в судебном заседании от 3 декабря 1999 г. частную жалобу общественной организации “Хабаровское краевое объединение предпринимателей“ на определение судьи Хабаровского краевого суда от 4 октября 1999 г. об отказе в принятии заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., поддержавшего кассационный протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

определением судьи Хабаровского краевого суда от 4 октября 1999 г. общественной организации “Хабаровское краевое объединение предпринимателей“ было отказано в принятии заявления о признании недействительными постановлений главы администрации Хабаровского края от 24 июня 1998 г. N 255 и от 15 марта 1999 г. N 110 по п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г.

В частной жалобе общественной организации “Хабаровское краевое объединение предпринимателей“ поставлен вопрос об отмене определения, как вынесенного с нарушением норм процессуального права.

Проверив представленные материалы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене определения не усматривает.

Отказывая в принятии заявления по настоящему делу, суд принял во внимание то обстоятельство, что 16 июня 1998 года было принято постановление Конституционного Суда Российской Федерации “По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации“, в соответствии с п. 3
резолютивной части которого полномочия судов общей юрисдикции и арбитражных судов по осуществлению вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия названных нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации, могут быть установлены федеральным конституционным законом. Иначе суды не вправе признавать незаконными и в связи с этим утрачивающими юридическую силу акты ниже федерального закона, перечисленные в статье 125 (пункты “а“ и “б“ части 2) Конституции Российской Федерации.

В силу ст. 106 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ данное Конституционным Судом Российской Федерации толкование Конституции Российской Федерации является официальным и общеобязательным.

На момент вынесения определения закон, наделяющий суды общей юрисдикции указанными полномочиями, отсутствовал. При таких обстоятельствах краевой суд обоснованно отказал в принятии заявления.

19 октября 1999 г. был введен в действие Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 этого Закона законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Таким образом, с принятием этого Закона были устранены препятствия для рассмотрения в суде дела об обжаловании постановлений главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем заявитель в настоящее время имеет возможность вновь обратиться в суд с таким же заявлением.

Дела по жалобам на нормативно-правовые акты органов государственной власти Хабаровского края подсудны Хабаровскому
краевому суду, поскольку в ст. ст. 9 и 19 указанного Закона указано на то, что споры по поводу нормативных правовых актов, принимаемых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, разрешаются судом соответствующего уровня. Именно краевой суд является соответствующим уровню законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти Хабаровского края судом, в связи с чем дело по жалобе общественной организации “Хабаровское краевое объединение предпринимателей“ на постановления главы администрации от 24 июня 1998 г. N 255 и от 15 марта 1999 г. N 110 подлежит рассмотрению в Хабаровском краевом суде.

На основании п. 1 ст. 317 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение судьи Хабаровского краевого суда от 4 октября 1999 г. оставить без изменения, частную жалобу общественной организации “Хабаровское краевое объединение предпринимателей“ - без удовлетворения.