Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2000 N 22-Г00-7 Так как федеральное законодательство предусматривает выборность глав муниципальных образований населением этих муниципальных образований либо представительными органами местного самоуправления из своего состава, то назначение глав администраций местного самоуправления главой исполнительной власти субъекта РФ является незаконным.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 августа 2000 года

Дело No. 22-Г00-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Пирожкова В.Н.,

Соловьева В.Н.

рассмотрела в судебном заседании от 31 августа 2000 г. дело по жалобам Б.М., Б.В., Р., секретаря Северо - Осетинского Рескома КПРФ Х. о нарушении конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, признании незаконными указов Президента Республики Северная Осетия - Алания о назначении глав администрации местного самоуправления и о назначении даты выборов глав муниципального образования г. Владикавказа и районов республики по кассационным жалобам Б.В., Б.М., Р., М., кассационному протесту прокурора отдела по надзору и законностью судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Республики Северная Осетия - Алания А. на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 11 апреля 2000 г., которым в удовлетворении жалоб отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Н. Лаврентьевой, объяснения представителя администрации Президента и Правительства Республики Северная Осетия - Алания Б.Л., возражавшей против доводов кассационных жалоб и кассационного протеста, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Т.А. Власовой, полагавшей решение суда отменить и постановить новое решение, которым жалобы заявителей удовлетворить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

указами Президента Республики Северная Осетия - Алания на основании ч. 2 ст. 18 Закона Республики Северная Осетия - Алания “О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания“ были назначены главы администраций местного самоуправления No. 38 от 14 мая 1999
г. - глава администрации местного самоуправления г. Владикавказа, No. 39 от 15 мая 1999 г. - глава администрации местного самоуправления Пригородного района, No. 40 от 15 мая 1999 г. - глава местного самоуправления Ардонского района, No. 41 от 15 мая 1999 г. - глава местного самоуправления Дигорского района, No. 42 от 15 мая 1999 г. - глава местного самоуправления Моздокского района, No. 43 от 15 мая 1999 г. - глава местного самоуправления Правобережного района, No. 46 от 26 мая 1999 г. - глава администрации местного самоуправления Алагирского района, No. 47 от 26 мая 1999 г. - глава администрации местного самоуправления Ирафского района, No. 48 от 26 мая 1999 г. - глава администрации местного самоуправления Кировского района.

Жители Республики Северная Осетия - Алания Б.М., Б.В., Р., секретарь Северо - Осетинского Рескома КПРФ Х. обратились в суд с жалобами, в которых просили признать незаконными названные указы Президента Республики Северная Осетия - Алания.

Заявители указали, что вопреки нормам Конституции РФ, Федеральных законов “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, предусматривающих для граждан РФ возможность осуществлять свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления и в связи с этим принимать участие в выборах глав муниципальных образований, назначение упомянутыми Указами Президента РСО - Алания ряда глав администраций местного самоуправления нарушило их конституционные права избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления.

Заявители указали также, что поскольку, в нарушение требований названных федеральных законов выборы глав администраций местного самоуправления в указанных муниципальных образованиях не назначались, не проводились, просили суд определить дату этих выборов.

В судебном заседании заявители доводы своих жалоб поддержали.

Эти требования, за исключением проведения выборов главы местного самоуправления Дигорского района, поддержал привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица председатель Северо - Осетинского движения “Солидарность“ М.

Представитель администрации Президента и Правительства РСО - Алания против доводов жалоб заявителей возражала, сославшись на то, что назначение глав администраций указанных муниципальных образований Президиумом Республики Северная Осетия - Алания произведено по основаниям Закона РСО - Алания “О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания“, не отмененного в установленном порядке. Все главы администраций местного самоуправления назначены Президентом РСО - Алания из числа депутатов Парламента РСО - Алания и Собрания представителей районов, ранее избранных населением этих территорий.

Представители администраций местного самоуправления г. Владикавказа и Кировского района в судебном заседании также возражали против доводов жалоб заявителей.

Рассмотрев дело, Верховный Суд РСО - Алания постановил указанное решение.

В кассационных жалобах и кассационном протесте ставится вопрос об отмене решения суда как необоснованного.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение Верховного Суда РСО - Алания подлежит отмене в связи с нарушениями норм материального права.

Отказывая в удовлетворении жалоб заявителей о признании незаконными оспариваемых указов Президента РСО - Алания по мотиву их противоречия федеральному законодательству, суд исходил из того, что данные Указы основаны на положении п. 2 ст. 18 Закона РСО - Алания “О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия -
Алания“, которым определено, что глава муниципального образования г. Владикавказа, района Республики Северная Осетия - Алания назначается Президентом из числа депутатов Собрания представителей г. Владикавказа или депутатов Парламента РСО - Алания, избранных на данной территории. Президент РСО - Алания вправе освободить от занимаемой должности главу муниципального образования г. Владикавказа, района РСО - Алания.

Этот закон субъекта Федерации был принят в соответствии с положениями Федеральных законов “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“, в частности, учтены требования п. 13 ст. 5 Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ о праве регулирования законом субъекта РФ в соответствии с настоящим федеральным законом особенностей организации местного самоуправления, исходя из местных условий.

Суд указал также, что все названные в указах Президента РСО - Алания лица были назначены главами администраций местного самоуправления из числа депутатов Собраний представителей районов, города Владикавказа и депутатов Парламента РСО-Алания, избранных населением этих территорий, что соответствует требованиям федерального законодательства.

Исходя из указанных обстоятельств, сославшись на то, что названная норма Закона РСО - Алания “О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания“ являлась действующей, не отмененной в установленном порядке, суд сделал вывод о том, что Президент РСО - Алания был обязан руководствоваться этой нормой закона субъекта федерации при назначении глав администраций указанных местных самоуправлений, в связи с чем нарушения законодательства при издании оспариваемых Указов, на что ссылались заявители в своих жалобах, не имело места.

Выводы, изложенные в решении суда, являются ошибочными.

Согласно п. “н“ ст. 72 и
ст. 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов местного самоуправления. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Такое же положение, касающееся принимаемых нормативных актов субъектов федерации по установлению норм муниципального права, содержится в п. 3 ст. 7 Федерального закона от 28 августа 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, регулирующего вопросы, связанные с организацией местного самоуправления в РФ.

Согласно ст. 16 ч. 2 названного выше Федерального закона от 28 мая 1995 г. глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Оспариваемые указы Президента РСО - Алания о назначении глав администраций местного самоуправления в ряде районов РСО - Алания противоречат указанной норме федерального закона, нарушают права граждан, проживающих в таких муниципальных образованиях, самостоятельно определять способ формирования органов местного самоуправления, в том числе на избрание главы муниципального образования, гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

При таком положении, при установлении обстоятельств несоответствия акта субъекта Федерации федеральному закону, суд должен был, в силу требований ст. 120 Конституции РФ принимать решение в соответствии с федеральным законом,
т.е. признать недействительными правовые акты субъекта Федерации в связи с их противоречием федеральному закону, что, однако, сделано не было.

Выводы суда об отсутствии противоречия названных указов Президента РСО - Алания федеральным законам, в частности п. 2 ст. 16 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, исходя из того, что все главы администраций местного самоуправления упомянутыми указами Президента РСО - Алания назначены из числа депутатов Собраний представителей и депутатов Парламента РСО - Алания, избранных населением этих территорий, что и предусмотрено ч. 2 ст. 16 названного федерального закона, являются необоснованными.

Как уже указывалось выше, федеральный закон предусматривает выборность глав муниципальных образований населением этих муниципальных образований либо представительными органами местного самоуправления из своего состава. В данном случае имело место назначение глав администраций местного самоуправления главой исполнительной власти РСО - Алания, что является незаконным.

По этим же основаниям необоснованны выводы суда о назначении в установленном порядке глав администраций местного самоуправления г. Владикавказа и Дигорского района.

Нельзя согласиться с суждением суда, изложенным в решении, в отношении исполнения решений и постановлений Конституционного Суда Российской Федерации.

В подтверждение своих жалоб о незаконности принятых Указов Президентом РСО - Алания, которые они оспаривали, заявители ссылались на постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике“ от 24 января 1997 г. и по делу о проверке конституционности ст. 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и ст. 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 г. “Об органах исполнительной власти в Республике Коми“, от
15 января 1998 г., которыми положения правовых актов указанных субъектов РФ о том, что глава администрации района города назначается и освобождается от должности органом государственной власти, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, не подлежащими применению, а также на Определение Конституционного Суда РФ по жалобе Б.М. на нарушение его конституционных прав п. 2 ст. 18 Закона Республики Северная Осетия - Алания “О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания“ от 8 октября 1999 г., которым признано, что назначение на должность главы муниципального образования г. Владикавказа РСО - Алания Президентом данной Республики, что предусмотрено указанной нормой закона РСО - Алания, ограничивает конституционные права местного самоуправления, прежде всего право свободно избирать главу муниципального образования, что противоречит Конституции Российской Федерации. В данном определении Конституционного Суда РФ указывалось также, что названные выше постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. и 15 января 1998 г. сохраняют свою силу, а сформулированные в них правовые позиции распространяются на организацию местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации.

Суд не согласился с доводами заявителей о возможности применения при разрешении данного дела выводов Конституционного Суда РФ, изложенных в указанных постановлениях от 24 января 1997 г. и 15 января 1998 г. и определении от 8 октября 1999 г., полагая доводы заявителей необоснованными.

Между тем, согласно ст. 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, постановления Конституционного Суда РФ являются окончательными, вступают в силу немедленно после провозглашения и действуют непосредственно.

Это существенное для правильного разрешения заявленных по делу требований обстоятельство судом при постановке решения не учтено.

Таким образом, при разрешении жалоб заявителей о
противоречии нормативного правового акта субъекта РФ федеральному закону имело место неправильное применение и толкование норм материального права, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.

Учитывая, что по делу не требуется собирания дополнительных доказательств в части разрешения жалоб о признании оспариваемых указов Президента РСО - Алания недействительными, Судебная коллегия полагает возможным при отмене решения суда в этой части, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение об удовлетворении жалоб заявителей. В части рассмотрения жалоб заявителей о назначении даты выборов глав администраций в указанных муниципальных образованиях дело при отмене решения суда в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“ дату выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления назначает суд в случаях, в том числе, когда такие выборы не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

Судом вопросы, связанные с назначением выборов глав администраций муниципальных образований, названных в оспариваемых указах Президента РСО - Алания, в соответствии с нормой приведенного выше федерального закона, не обсуждались.

Руководствуясь ст. 305, 306 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 11 апреля 2000 г. отменить и постановить новое решение, которым признать недействительными с момента издания Указы Президента Республики Северная Осетия - Алания No. 38 от 14 мая 1999 г., No. 39, 40, 41, 42, 43 от 15 мая 1999 г.,
No. 46, 47, 48 от 26 мая 1999 г. о назначении глав администраций местного самоуправления г. Владикавказа, Пригородного, Ардонского, Дигорского, Моздокского, Правобережного, Алагирского, Ирафского и Кировского районов Республики Северная Осетия - Алания.

Дело в части рассмотрения жалоб заявителей о назначении даты выборов глав муниципальных образований г. Владикавказа и других названных выше районов Республики Северная Осетия - Алания направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА

Судьи

В.Н.ПИРОЖКОВ

В.Н.СОЛОВЬЕВ