Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2000 N 22-Г00-1 Производство по делу о признании недействительным распоряжения Правительства РСО - Алания от 14.02.99 N 42-Р прекращено правомерно, поскольку разрешение дел о соответствии конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, относится к компетенции Конституционного Суда РФ, а не суда общей юрисдикции.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 января 2000 года

Дело N 22-Г00-1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Хаменкова В.Б.,

Соловьева В.Н.

рассмотрела в судебном заседании от 31 января 2000 г. дело по заявлению прокурора Республики Северная Осетия - Алания о признании недействительным распоряжения Правительства РСО - Алания от 14.02.99 N 42-Р по частному протесту прокурора РСО - Алания на определение от 14.10.99, которым производство по делу прекращено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ М.Н. Лаврентьевой и прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.М. Гермашевой, не поддержавшей частный протест, Судебная коллегия

установила:

Правительство Республики Северная Осетия - Алания 14.02.99 приняло распоряжение N 42-Р, которым в целях предотвращения правонарушений в ночное время суток установило с 15.02.99 режим работы киосков, ларьков и палаток на территории Республики с 7.00 до 22.00.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон “О защите прав потребителей“ от 07.02.1992 N 2300-1, а не Федеральный закон.

Прокурор РСО - Алания обратился в суд с заявлением об отмене указанного распоряжения Правительства Республики, сославшись на его противоречие Конституции РФ и Федеральному закону “О защите прав потребителей“.

Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания постановил указанное определение.

В частном протесте ставится вопрос об отмене определения суда как необоснованного.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований для отмены определения Верховного Суда РСО - Алания.

Суд правильно указал, что разрешение дел о соответствии конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу п. “б“ ч. 2 ст. 125 Конституции РФ относится к компетенции Конституционного Суда РФ, а не суда общей юрисдикции.

Кроме того, в силу постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.98 по делу о толковании отдельных положений ст. ст. 125, 126, 127 Конституции РФ суды общей юрисдикции вне связи с рассмотрением конкретного дела осуществлять нормоконтроль в отношении нормативных актов, перечисленных в ст. 125 (п. п. “а“ и “б“ ч. 2) Конституции РФ, и признавать их недействующими в связи с несоответствием иному акту, имеющему большую, кроме Конституции РФ, юридическую силу. К таким актам согласно п. “б“ ч. 2 ст. 125 Конституции РФ относятся и нормативные акты субъектов Федерации.

Эти полномочия могут устанавливаться федеральным конституционным законом. Доводы частного протеста о том, что оспариваемое распоряжение Правительства РСО - Алания не относится к нормативным актам, несостоятельны.

Как следует из текста данного распоряжения, оно содержит общие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц, предполагающие многократное применение.

Поэтому следует считать, что оспариваемое распоряжение Правительства РСО - Алания имеет нормативный правовой характер, в связи с чем определение суда по данному делу является правильным.

Руководствуясь ст. 317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия

определила:

определение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 14.10.99 оставить без изменения, а частный протест по делу - без удовлетворения.