Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2000 N 67-Г00-3 Жалоба на действия избирательной комиссии, отказавшей зарегистрировать заявителя в качестве кандидата на должность главы администрации области, удовлетворена правомерно, так как свое решение избирательная комиссия ничем не мотивировала, не указала, в чем заключалось нарушение порядка сбора и оформления подписных листов, не учла, что отказать в регистрации кандидата можно только при наличии существенного нарушения порядка сбора подписей.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 февраля 2000 года

Дело No. 67-Г00-3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Кебы Ю.Г.,

Василевской В.П.

рассмотрела в судебном заседании от 4 февраля 2000 г. кассационную жалобу избирательной комиссии Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 30 ноября 1999 г. по делу об обжаловании С. действий избирательной комиссии Новосибирской области.

Заслушав доклад судьи Василевской В.П. и заключение прокурора Мосаловой Л.Ф., полагавшей, что судебное решение подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия Верховного Суда РФ

установила:

С. обратился в суд с жалобой на действия избирательной комиссии Новосибирской области, указывая, что она незаконно отказалась зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы администрации Новосибирской области по мотиву нарушения порядка сбора и оформления подписных листов.

Решением Новосибирского областного суда от 30 ноября 1999 г. жалоба удовлетворена, суд признал решение избирательной комиссии области от 22 ноября 1999 г. об отказе С. в регистрации кандидатом на должность главы областной администрации недействительным и обязал названную комиссию произвести такую регистрацию в установленном законом порядке.

В кассационной жалобе областная избирательная комиссия просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, оснований к отмене решения не находит.

В соответствии с п. 9 ст. 32 Закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая
избирательная комиссия обязана в течение суток выдать кандидату копию решения с изложением оснований отказа.

Как видно из протокола заседания избирательной комиссии от 22 ноября 1999 г. No. 126, избирательная комиссия области отказала С. в регистрации кандидатом на должность главы областной администрации в связи с нарушениями, допущенными при сборе и оформлении подписных листов, однако это решение она ничем не мотивировала, конкретные факты и в чем заключалось нарушение порядка сбора и оформления подписных листов, не указала и, кроме того, не учла, что согласно названной выше норме закона избирательная комиссия может отказать в регистрации кандидата только при наличии существенного нарушения установленного законом порядка сбора подписей, тогда как таких нарушений избирательной комиссией не установлено и ссылка на них в протоколе ее заседания от 22 ноября 1999 г. не содержится (л. д. 8).

В ходе судебного разбирательства данного спора представитель избирательной комиссии нарушением порядка сбора подписей С. признал тот факт, что из 6444 подписей избирателей недостоверными в связи с их удостоверением лицами, не относящимися к сборщикам, оказалось 2476, или 38% подписей.

Между тем, как правильно указал суд, этот вывод в нарушение требований ст. 50 ГПК РСФСР на доказательствах не основан, проверка подписей избирательных листов проводилась в отсутствие специалистов, соответствующее на этот счет заключение эксперта не истребовалось и от проведения такой экспертизы судом в порядке ст. 74 - 78 ГПК избирательная комиссия отказалась, что свидетельствует о ее нежелании участвовать в состязательном процессе и, следовательно, недоказанности доводов о недостоверности подписей избирателей, представленных С., свыше 20% (л. д. 49 об.).

Тем более, что при исследовании избирательных листов в судебном заседании избирательная комиссия
вынуждена была признать неправомерность включения в число недостоверных 658 подписей избирателей.

Таким образом, вывод суда о незаконности действий областной избирательной комиссии, отказавшей С. в регистрации кандидатом на должность главы администрации области, является правильным, а его решение законным и обоснованным.

Оснований для отмены судебного решения по доводам кассационной жалобы не имеется, а потому, руководствуясь ст. 294, 311, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Новосибирского областного суда от 30 ноября 1999 г. оставить без изменения, кассационную жалобу избирательной комиссии Новосибирской области - без удовлетворения.

Председательствующий

В.П.КНЫШЕВ

Судьи

Ю.Г.КЕБА

В.П.ВАСИЛЕВСКАЯ