Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 05.09.1997 N 81-Г97-23 Заявление о признании частично недействительным Положения о кадастровом бюро в составе городских, районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской области удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые положения правового акта приняты областным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству с превышением своих полномочий и федеральным законодательством не предусмотрено оказание платных услуг за осуществление областным комитетом государственных функций.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 сентября 1997 года

Дело N 81-Г97-23

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Горохова Б.А.,

Василевской В.П.

рассмотрела в судебном заседании от 5 сентября 1997 г. кассационную жалобу председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 30 июня 1997 г. по заявлению первого заместителя прокурора Кемеровской области о признании частично недействительным Положения о кадастровом бюро в составе городских, районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской области.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Василевской В.П. и заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Корягиной Л.Л об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия

установила:

решением коллегии Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кемеровской области от 01.08.95 утверждено Положение о кадастровом бюро в составе городского, районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской области, пунктами 5.1, 5.2, 5.3 и 5.4 которого предусмотрено оказание платных услуг при осуществлении бюро возложенных на него государственных функций с правом расходования полученных средств на цели, связанные с выполнением работ по землеустройству, а также на социальное и материальное обеспечение трудового коллектива.

Первый заместитель прокурора области обратился в суд с заявлением о признании названных пунктов Положения недействительными по тем основаниям, что приняты они областным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (облкомземом) с превышением своих полномочий и в нарушение действующего законодательства, предусматривающего, по мнению заявителя, ведение государственного земельного кадастра Госкомитетом по
земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации и его органами на местах за счет средств федерального бюджета, а также средств, полученных в виде земельного налога и арендной платы на землю. Правом оказания населению платных услуг, связанных с выполнением возложенных на них государственных функций и обязанностей, они не наделены.

Кемеровский областной суд, приняв дело к своему производству по первой инстанции, заявление прокурора удовлетворил, опротестованное им в части Положение признал недействительным со дня его принятия.

Обжалуя решение, председатель областного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству просит о его отмене по тем основаниям, что утвержденное облкомземом 01.08.95 Положение о кадастровом бюро соответствует аналогичному Положению, утвержденному приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации (Роскомземом) от 26.11.92 “О создании кадастровых бюро и проведении инвентаризации земель населенных пунктов“, которое действует до настоящего времени.

Запрета на оказание платных услуг некоммерческими организациями не существует. Спор разрешен на неправильном применении норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив дело и обсудив доводы кассационной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 “Об основах налоговой системы“ взиманию подлежат налоги и сборы, установленные только законным порядком.

Налоги и сборы, взимаемые не на основе закона, к числу законно установленных не относятся.

Обсуждая вопрос о незаконности указанных прокурором пунктов Положения о кадастровом бюро в составе городского, районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской области, суд обоснованно, на основе анализа данного нормативного правового акта и федерального законодательства пришел к выводу о том, что пп. 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 Положения
приняты областным комитетом с превышением своих полномочий и вопреки требованиям закона.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 72 Конституции РФ пункт 4 отсутствует.

Исходя из положений п. 4 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации о разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов по вопросам установления общих принципов налогообложения в Российской Федерации и приоритете федерального законодательства над законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации принимаемые последним нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов не должны противоречить федеральному законодательству.

Предусматривающим общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации и определяющим, в частности, местные налоги, а также органы, их устанавливающие (ст. 21), Законом Российской Федерации от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (с последующими изменениями и дополнениями) сбор за осуществление земельным комитетом и кадастровым бюро государственных функций не установлен.

Утвержденное же приказом от 26.11.92 первого заместителя председателя Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации Положение о кадастровом бюро в составе районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, которым предусматривается (п. 5) оказание платных услуг, судом обоснованно на основании ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации не принято во внимание, как противоречащее Федеральному закону “Об основах налоговой системы“.

Таким образом, вывод суда о незаконности Положения о кадастровом бюро в составе гор(рай)комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской области в части является правильным, решение суда о признании его в этой части недействительным - законным. Оснований к отмене решения суда по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 311,
ч. 1 ст. 305 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Кемеровского областного суда от 30 июня 1997 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кемеровской области - без удовлетворения.