Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 06.04.1999 N 47-В98-7 Дело по заявлению о признании недействительными п. п. 5 и 8 Положения “Об оперативной комиссии по благоустройству и санитарному содержанию городов и других населенных пунктов области“, утвержденного распоряжением главы администрации области от 08.06.1998 N 561-р, направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как органы местного самоуправления представляют общественные интересы населения и подлежат освобождению от уплаты госпошлины при подаче данного заявления.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 апреля 1999 года

Дело N 47-В98-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Кебы Ю.Г.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 6 апреля 1999 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации на определения судьи Оренбургского областного суда от 18 августа 1998 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кнышева В.П., заключение прокурора Корягиной Л.Л., полагавшей протест удовлетворить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

администрация г. Оренбурга обратилась в суд с иском к администрации Оренбургской области о признании недействительными п. п. 5 и 8 Положения “Об оперативной комиссии по благоустройству и санитарному содержанию городов и других населенных пунктов области“, утвержденного распоряжением главы администрации области N 561-р от 08.06.98, как противоречащих федеральному закону. Одновременно администрация г. Оренбурга обратилась с заявлением об освобождении от уплаты госпошлины при подаче искового заявления, ссылаясь на то, что администрация г. Оренбурга является органом местного самоуправления и в силу подпункта 13 п. 2 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине“ подлежит освобождению от уплаты госпошлины при подаче указанного заявления.

Определением судьи Оренбургского областного суда от 18 августа 1998 г. заявление администрации г. Оренбурга об освобождении от уплаты судебных расходов оставлено без удовлетворения и определением того же судьи от 18 августа 1998 г. исковое заявление администрации г. Оренбурга к администрации Оренбургской области о признании недействительными пунктов 5
и 8 Положения “Об оперативной комиссии по благоустройству и санитарному содержанию городов и других населенных пунктов области“, утвержденного распоряжением главы администрации области от 08.06.98, оставлено без движения в связи с тем, что оно не оплачено государственной пошлиной, и предложено администрации г. Оренбурга в срок до 01.09.98 оплатить госпошлину в размере 834 руб. 90 коп.

В кассационном порядке указанные определения не обжаловались.

В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесенном в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, поставлен вопрос об отмене указанных определений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 13 статьи 5 Закона РФ “О государственной пошлине“ от 09.12.1991 N 2005-1, а не Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О государственной пошлине“.

Обязывая заявителя оплатить государственную пошлину при подаче заявления судья, исходил из того, что администрация г. Оренбурга является юридическим лицом, а поэтому при подаче заявления неимущественного характера в суд в соответствии со ст. 82 ГПК РСФСР и ст. 4 п. 5 Закона РФ “О государственной пошлине“ обязана оплатить государственную пошлину в размере десятикратного минимального размера оплаты труда. При этом судья указал, что положение п. 13 ст. 5 ФЗ РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О государственной пошлине“, освобождающее в некоторых случаях органы местного самоуправления от уплаты госпошлины при обращении в суд, в данном случае неприменимо, поскольку администрация г. Оренбурга обратилась в суд в защиту своих интересов, полагая, что оспариваемыми
пунктами названного Положения на нее незаконно возложены обязанности отчитываться на заседаниях указанной комиссии и выполнять ее решения.

С таким выводом согласиться нельзя.

Обязывая заявителя уплатить госпошлину при подаче указанного заявления, судья не учел, что администрация г. Оренбурга является органом местного самоуправления, представляет общественные интересы населения. И в силу подпункта 13 п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ N 2005-1 от 09.12.91 (в редакции от 21.07.98), которым установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в частности, органы государственной власти и органы местного самоуправления, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в данном случае администрация г. Оренбурга обращается в защиту интересов населения г. Оренбурга на основании ст. 46 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“, т.е. в силу прямого указания Закона, и, следовательно, от уплаты государственной пошлины подлежит освобождению при подаче указанного заявления по данному делу.

С учетом изложенного определения судьи, обязывающие администрацию г. Оренбурга оплатить заявление государственной пошлиной, и оставившие указанное исковое заявление без движения, не основаны на законе и подлежат отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

определения судьи Оренбургского областного суда от 18 августа 1998 г. отменить и передать данный вопрос на новое рассмотрение в тот же областной суд.