Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2000 N КАС00-119 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 21.01.2000, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействительным п. 3.9 Регламента проведения государственной экологической экспертизы, утв. приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 17.06.1997 N 280.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 апреля 2000 г. N КАС00-119

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе

Председательствующего Федина А.И.

членов коллегии Нечаева В.И., Пелевина Н.П.

с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 6 апреля 2000 г. гражданское дело по заявлению М. о признании недействительным пункта 3.9 “Регламента проведения государственной экологической экспертизы“, утвержденного приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 17 июня 1997 г. N 280 по кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда РФ от 21 января 2000 г., которым в удовлетворении требования заявителю отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения М., поддержавшего кассационную жалобу, объяснения
представителей Государственного комитета РФ по охране окружающей среды К.Н. и К.А., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Приказом Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды от 17 июня 1997 г. N 280 утвержден “Регламент проведения государственной экологической экспертизы“.

Согласно п. 3.9 этого регламента, проведение государственной экологической экспертизы простых объектов может быть поручено экспертной комиссии из числа штатных сотрудников Госкомэкологии России (его территориальных органов).

М. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным данного пункта (3.9) Регламента, сославшись на несоответствие его положения требованиям закона и нарушение прав граждан на благоприятную среду.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе М. ставит вопрос об отмене судебного решения, сославшись на ошибочность выводов суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ правомерно сослался на то, что оспоренное положение Регламента соответствует части 1 ст. 15 Федерального закона “Об экологической экспертизе“, согласно которой в состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 643 (с последующими изменениями и дополнениями), утвердившим Положение о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды этот комитет и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и вправе
принимать по этим вопросам соответствующие нормативные акты.

Довод в кассационной жалобе о том, что федеральный закон не содержит прямого указания о формировании экспертной комиссии лишь из числа штатных сотрудников Госкомэкологии России, не свидетельствует о незаконности п. 3.9 Регламента, поскольку в этом же законе отсутствует указание о запрете формирования экспертной комиссии в порядке, который предложен оспоренным пунктом нормативного акта.

Как правильно указал суд в своем решении, несостоятелен довод заявителя о заинтересованности штатных работников Госкомэкологии в разрешении стоящих перед комиссией задач, поскольку он ни на чем не основан.

Кроме того в целях обеспечения принципа независимости и объективности при проведении государственной экологической экспертизы законом предусмотрена возможность судебного обжалования выводов экспертной комиссии независимо от того, штатными или нештатными сотрудниками составлено экспертное заключение.

Заявитель не представил суду доказательств, которые бы свидетельствовали о нарушении его конкретных прав на здоровую окружающую среду в результате применения оспоренного положения Регламента.

По настоящему делу предметом спора являлся лишь пункт 3.9 Регламента, в связи с чем ссылка в кассационной жалобе на незаконность других пунктов нормативного акта несостоятельна.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2000 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.