Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 07.07.2000 N 5-Г00-75 Об отмене решения Московского городского суда от 24.05.2000 и направлении на новое рассмотрение дела о признании частично незаконными распоряжения мэра г. Москвы “О неотложных мерах по обеспечению порядка регистрации граждан, временно пребывающих в г. Москве“ от 13.09.1999 N 1007-рм и постановления правительства Москвы от 21.09.1999 N 875 и приложения “Временный порядок перемещения лиц, злостно нарушающих правила регистрационного учета, за пределы г. Москвы к месту их постоянного проживания“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 июля 2000 г. N 5-Г00-75

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в составе:

председательствующего В.И. Нечаева

судей Ю.Г. Кебы

А.В. Харланова

с участием прокурора управления Генеральной прокуратуры России Л.И. Коптевой

рассмотрела в судебном заседании 7 июля 2000 г. кассационные протест старшего прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации И. и жалобу исполнительного директора общероссийского общественного движения “За права человека“ П. на решение Московского городского суда от 24 мая 2000 г., которым отказано в удовлетворении заявления исполнительного директора общероссийского общественного движения “За права человека“ П. о признании незаконными пунктов 1.1, 1.2 и 3 распоряжения Мэра г. Москвы “О неотложных мерах по обеспечению
порядка регистрации граждан, временно пребывающих в г. Москве“ от 13 сентября 1999 г. N 1007-рм и пунктов 1 и 3 постановления Правительства Москвы от 21 сентября 1999 г. N 875 и приложения “Временный порядок перемещения лиц, злостно нарушающих правила регистрационного учета за пределы г. Москвы к месту их постоянного проживания“, а также заявления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании противоречащими федеральному закону пунктов 1 и 3 постановления Правительства Москвы от 21 сентября 1999 г. N 875 и приложения “Временный порядок перемещения лиц, злостно нарушающих правила регистрационного учета за пределы г. Москвы к месту их постоянного проживания“.

Заслушав доклад судьи Нечаева В.И., объяснения представителей общероссийского общественного движения “За права человека“ У., Г., К., выступление старшего прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации И., объяснения представителя Мэра и Правительства г. Москвы Д., заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И. полагавшей о частичной отмене решения, исследовав материалы дела, коллегия

установила:

Распоряжением Мэра г. Москвы “О неотложных мерах по обеспечению порядка регистрации граждан, временно пребывающих в г. Москве“ от 13 сентября 1999 г. N 1007-РМ указано главному управлению внутренних дел г. Москвы совместно с префектурами административных округов и районными управами: (1.1) в трехдневный срок провести перерегистрацию всех граждан, временно находящихся в городе Москве с 1 января 1999 года, с выдачей им новых свидетельств о регистрации по месту пребывания. Осуществить дополнительные меры по установлению иногородних граждан, проживающих в городе без регистрации, и объявить каждому требование пройти регистрацию в органах внутренних дел по избранному месту пребывания в трехдневный срок. Принимать к нарушителям Правил предусмотренные законодательством меры ответственности,
вплоть до выдворения к месту постоянного проживания. (1.2) Обеспечить рассмотрение вопросов о регистрации граждан, временно пребывающих в городе Москве, лично руководителями территориальных отделов и отделений органов внутренних дел. При этом устанавливать цель временного пребывания в городе. (3) Московским управлениям внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте во взаимодействии с территориальными подразделениями органов внутренних дел Москвы принять исчерпывающие меры по недопущению въезда в город, удалению из аэропортов и вокзалов, выдворению граждан, не зарегистрировавших свое временное пребывание в Москве.

Постановлением Правительства Москвы “Об утверждении Временного порядка перемещения лиц, злостно нарушающих правила регистрационного учета, за пределы города Москвы к месту их постоянного проживания“ от 21 сентября 1999 г. N 875 (1) утвержден Временный порядок перемещения лиц, злостно нарушающих правила регистрационного учета, за пределы города Москвы к месту их постоянного проживания (приложение); (3) указано начальникам ГУВД г. Москвы, Московских управлений внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте совместно с префектами административных округов и главами районных управ обеспечить выполнение Временного порядка перемещения лиц, злостно нарушающих правила регистрационного учета, за пределы города Москвы к месту их постоянного проживания, усилить контроль за соблюдением в г. Москве гражданами правил регистрационного учета.

Общероссийское общественное движение “За права человека“ обратилось в суд с жалобой, в которой просило признать незаконными приведенные подпункты 1.1, 1.2, и пункт 3 распоряжения Мэра г. Москвы, а также пункты 1 и 3 постановления Правительства г. Москвы. Жалоба обоснована тем, что эти правовые нормы нарушают права и свободы граждан, изданы неправомочными органами, противоречат действующему федеральному законодательству, распоряжение Мэра не было опубликовано.

О признании противоречащими федеральному закону, недействующими и
не подлежащими применению пунктов 1 и 3 названного выше постановления Правительства г. Москвы обратился с заявлением в суд и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, ссылаясь на то, что при принятии данного постановления Правительство г. Москвы превысило свои полномочия и вторглось в компетенцию законодательной власти в части установления административных наказаний, что установление административной ответственности в виде перемещения граждан за пределы города Москвы к месту их постоянного проживания противоречит федеральному законодательству.

Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационном протесте старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации И. и кассационной жалобе исполнительный директор общероссийского общественного движения “За права человека“ П. просят отменить решение суда, считая его неправильным по приведенным выше мотивам. Обсудив доводы кассационного протеста и кассационной жалобы, коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении заявлений, суд пришел к выводу о том, что названные выше распоряжение Мэра и постановление Правительства г. Москвы не противоречат федеральному законодательству. Однако, с данным выводом согласиться нельзя.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Между тем, в настоящем случае ограничение прав граждан было допущено нормативными актами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как видно из содержания подпунктов 1.1, 1.2 и пункта 3 распоряжения
Мэра г. Москвы “О неотложных мерах по обеспечению порядка регистрации граждан, временно пребывающих в г. Москве“ от 13 сентября 1999 г. N 1007-РМ г., а также пунктов 1 и 3 постановления Правительства г. Москвы “Об утверждении Временного порядка перемещения лиц, злостно нарушающих правила регистрационного учета, за пределы города Москвы к месту их постоянного проживания“ от 21 сентября 1999 г. N 875 и Временного порядка перемещения лиц, злостно нарушающих правила регистрационного учета, за пределы города Москвы к месту их постоянного проживания, они противоречат также Закону РФ федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“, Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. с последующими изменениями дополнениями.

Виды административных взысканий за совершение административных правонарушений установлены ст. 24 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Это:

1. предупреждение;

2. штраф;

3. возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4. конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5. лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);

6. исправительные работы;

7. административный арест;

8. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административные взыскания, перечисленные в пунктах 3 - 7, 8 настоящей статьи, могут быть установлены только законодательными актами Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий.

По смыслу ст. 24
Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, другие, кроме указанных в этой статье, виды административных взысканий могут устанавливаться законодательством Российской Федерации. Однако, обжалуемыми правовыми нормами установлены не предусмотренные федеральным законодательством об административных правонарушениях такие виды административных взысканий, как выдворение или перемещение из г. Москвы граждан за нарушение правил регистрационного учета, а также содержание их до отправки в подразделениях органов внутренних дел.

Кроме того, распоряжение Мэра г. Москвы “О неотложных мерах по обеспечению порядка регистрации граждан, временно пребывающих в г. Москве“ от 13 сентября 1999 г. N 1007-РМ не было опубликовано. Согласно п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

При таких обстоятельствах, нельзя признать решение суда законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия

определила:

отменить решение Московского городского суда от 24 мая 2000 г. и направить дело в тот же суд для нового рассмотрения.