Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 07.03.2000 N 53-Г00-5 Об оставлении без изменения решения Красноярского краевого суда от 20.01.2000, которым удовлетворено заявление о признании недействительными ч. 4 ст. 21 и абз. 5 ст. 11 Закона Красноярского края от 22.12.1998 N 5-230 “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 марта 2000 г. N 53-Г00-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.

судей Горохова Б.А.

Кебы Ю.Г.

Рассмотрела в судебном заседании от 7 марта 2000 г. гражданское дело по жалобе Д. о признании недействительным ч. 4 ст. 21 и абз. 5 ст. 11 Закона Красноярского края “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“ по кассационным жалобам Законодательного Собрания и Администрации Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 20 января 2000 г., которым указанные пункты Закона края признаны недействительными со дня принятия Закона.

Заслушав доклад судьи Кебы Ю.Г., выслушав объяснения представителя Д.
- Г., заключение помощника Генерального прокурора РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

Абзацем 5 ст. 11 Закона Красноярского края “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“ N 5-230 от 22 декабря 1998 г. предусмотрено, что органы местного самоуправления регулируют тарифы на городские и пригородные пассажирские перевозки, а статьей 21 ч. 4 этого же Закона установлено, что тарифы на городские и пригородные перевозки по муниципальным маршрутам регулируются соответствующим органом местного самоуправления.

Д. обратился в суд с жалобой о признании недействительным указанных выше положений Закона Красноярского края, ссылаясь на то, что они противоречат федеральному законодательству и ограничивают его право на осуществление предпринимательской деятельности. Законодательное Собрание и Администрация Красноярского края возражали против жалобы.

Красноярским краевым судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят в кассационных жалобах Законодательное Собрание и представитель Администрации Красноярского края, указывая, что данный спор неподведомственен судам, а также по тем основаниям, что судом неправильно истолкован и применен материальный закон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к отмене решения.

В соответствии с п. “ж“ ст. 71 Конституции РФ основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации N 221 от 28 февраля 1995 г. и Постановлением Правительства Российской Федерации N 239 от 7 марта 1995 г. (с последующими дополнениями) “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ упорядочены вопросы государственного регулирования цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации и указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Перечни продукции производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, цены
(тарифы), на которые на внутреннем рынке РФ подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

При рассмотрении жалобы Д. суд правильно руководствовался названными выше правовыми актами и обоснованно пришел к выводу, что регулирование цен (тарифов) на проезд в общественном транспорте относится к компетенции исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Несостоятельна и ссылка в жалобах о неподведомственности спора суду в связи с тем, что суды общей юрисдикции не вправе признавать незаконными и утрачивающими юридическую силу нормативные акты субъектов РФ на основании пункта 3 постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-п, т.к. после состоявшегося постановления Конституционного Суда РФ принят Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, который вступил в действие с 19 октября 1999 г. Обжалуемое решение вынесено судом 20 января 2000 г., в то время, когда уже действовал названный Федеральный закон, пунктом 4 ст. 27 которого предусмотрено, что законы субъектов РФ, правовые акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Красноярского краевого суда от 20 января 2000 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Законодательного Собрания и Администрации Красноярского края - без удовлетворения.