Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2000 N 58-Г00-2 В удовлетворении заявления о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ о регистрации кандидатами в депутаты отказано правомерно, материалами дела подтверждается, что для оснований отказа в регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ у окружной избирательной комиссии не было.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 февраля 2000 г. N 58-Г00-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании от 8 февраля 2000 г. по кассационной жалобе К. на решение Хабаровского краевого суда от 17 декабря 1999 г. дело по заявлению К. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Комсомольскому-на-Амуре избирательному округу N 56 от 25 октября 1999 г. о регистрации кандидатами в депутаты Ш. и К.Н.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой
Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Комсомольскому-на-Амуре избирательному округу N 56 от 25 октября 1999 г. о регистрации кандидатами в депутаты Ш. и К.Н., ссылаясь на то, что при проверке представленных указанными кандидатами подписей избирателей было обнаружено более 15% недостоверных подписей от необходимого для регистрации количества подписей, но, несмотря на это окружная избирательная комиссия приняла решение о регистрации Ш. и К.Н. кандидатами в депутаты. Такое решение, по мнению заявителя, противоречит Федеральному закону “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ и нарушает права избирателей, которым предлагается на выборах голосовать за незаконно зарегистрированных избирательной комиссией кандидатов.

Решением Хабаровского краевого суда от 17 декабря 1999 г. заявление К. было оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявителя поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Из материалов дела усматривается, что общее число избирателей Федерации по Комсомольскому-на-Амуре избирательному округу N 56 составляет 503 000 человек. В соответствии с ч. 2 ст. 42 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ необходимое для регистрации кандидата в депутаты количество подписей избирателей составляет в этом случае 5 030.

К.Н. и Ш. представили в избирательную комиссию по 5 785 подписей избирателей, из которых по решению избирательной комиссии для проверки были отобраны 25% подписей. Суд
пришел к правильному выводу о том, что принцип отбора подписей из общего числа подписей, представленных на регистрацию, а не от необходимого для регистрации минимума количества подписей, Закону не противоречит.

В соответствии с п. 5 ст. 46 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата, федерального списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата, федерального списка кандидатов соответственно. В случае, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 600 подписей, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или уполномоченные ими представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов по одномандатному избирательному округу; в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов. О времени проведения каждой жеребьевки и проверки подписных листов соответствующая избирательная комиссия обязана сообщить указанным лицам заблаговременно. Избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком. Проверке подлежат все подписи в подписных листах, отобранных для проверки.

В части 13 той же статьи Закона установлено, что в случае, если количество обнаруженных при выборочной проверке недостоверных подписей составит более 15 процентов от количества подписей, отобранных для проверки, проводится дополнительная
проверка в указанном выше порядке еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей; а часть 14 этой статьи предусматривает, что в случае, если суммарное количество недостоверных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит более 15 процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 5 и 13 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, федерального списка кандидатов не производится.

Таким образом, в статье 46 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ не содержится императивного требования отбирать для проверки подписи только от необходимого для регистрации количества подписей на начальном этапе проверки. На этом этапе количество подписей, отобранных для проверки не может быть менее 20% от необходимого для регистрации количества, но может быть и более 20% от общего количества представленных подписей при условии, что при этом соблюдается принцип проверки не менее 20% от необходимого для регистрации количества подписей. В данном случае это условие было соблюдено.

Последствия, предусмотренные частями 12 и 13 названной статьи, наступают только тогда, когда при выборочной проверке отобранных для этого подписей количество недостоверных подписей составит более 15% именно от количества отобранных для проверки, а не от необходимого для регистрации кандидата в депутаты количества подписей.

В данном случае у К.Н. было обнаружено 13,68%, а у Ш. - 14,73% от числа проверенных подписей, в связи с чем предусмотренных названным Федеральным законом оснований для отказа в их регистрации кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации у окружной избирательной комиссии не было.

Решение суда вынесено с правильным толкованием и применением норм Федерального закона “О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“; оснований для отмены этого решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 17 декабря 1999 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.