Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 09.11.1999 N 56-Г99-20 В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления Думы Приморского края от 06.08.1996 N 423 отказано правомерно, поскольку на момент издания оспариваемого постановления не был принят устав муниципального образования и законодательный орган субъекта РФ вправе был установить численный состав представительного органа местного самоуправления.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 ноября 1999 года

Дело N 56-Г99-20

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 9 ноября 1999 г. по кассационной жалобе К. на решение Приморского краевого суда от 23 июля 1999 года дело по заявлению К. о признании недействительным постановления Думы Приморского края от 6 августа 1996 г. N 423 “О внесении изменений и дополнений в постановление Думы Приморского края от 25 июля 1996 г. N 410 “О выборах в представительные органы местного самоуправления и глав муниципальных образований в Приморском крае“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения заявителя К., представителя Думы Приморского края С. (доверенность от 19.01.98 N 06-12-55), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

К. обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления Думы Приморского края от 6 августа 1996 г. N 423 “О внесении изменений и дополнений в постановление Думы Приморского края от 25 июля 1996 г. N 410 “О выборах в представительные органы местного самоуправления и глав муниципальных образований в Приморском крае“, ссылаясь на то, что этим постановлением неправомерно численный состав депутатов Думы г. Владивостока был определен в 22 человека.

По мнению заявителя, законодательный орган субъекта Российской Федерации имеет право определить численный состав представительного органа
местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ только тогда, когда органы и должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу этого Закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Оспариваемое постановление было принято Думой Приморского края в то время, когда избранный населением мэр г. Владивостока Ч. незаконно был отстранен от исполнения своих обязанностей.

Решением Приморского краевого суда от 23 июля 1999 г. заявление К. было оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявителя поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ установлено общее правило о том, что численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

До настоящего времени в г. Владивостоке не принят устав города и не сформирован представительный орган местного самоуправления, который мог бы этот устав принять.

При таких условиях применению подлежат нормы главы VIII Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, регулирующие порядок проведения выборов представительных органов местного самоуправления в условиях, когда уставом муниципального образования необходимые для проведения выборов представительного органа местного самоуправления вопросы не урегулированы.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ выборы представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, а также выборы должностных
лиц местного самоуправления проводятся не позднее чем через шестнадцать месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона, за исключением органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, указанных в пункте 1 статьи 59 настоящего Федерального закона. Численный состав представительных органов местного самоуправления в этих случаях устанавливается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.04.96 N 38-ФЗ).

Пункт 1 статьи 59 этого Закона предусматривает, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.

На момент издания обжалуемого постановления Думы Приморского края в г. Владивостоке не был принят устав города и отсутствовал представительный орган местного самоуправления, в связи с чем Дума Приморского края не только имела право, но и обязана была установить численный состав представительного органа местного самоуправления в г. Владивостоке своим постановлением.

Утверждение заявителя о том, что до решения суда о восстановлении в должности ранее избранного главы администрации города Дума Приморского края не имела права установить численность представительного органа местного самоуправления в г. Владивостоке, не основано на законе, так как Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ не связывает наличие выборных должностных лиц с правом законодательного органа субъекта Российской Федерации устанавливать численный состав органа местного самоуправления. То обстоятельство, что в г. Владивостоке населением был избран мэр, а также временное отстранение Ч. от исполнения обязанностей мэра города никакого правового значения для данного дела не имеют, поскольку
глава исполнительного органа местного самоуправления не наделен правом каким-либо образом разрешать вопрос о численном составе представительного органа местного самоуправления.

Решение Приморского краевого суда от 23 июля 1999 года является законным. Оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

На основании п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Приморского краевого суда от 23 июля 1999 года оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.