Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 01.11.1995 N ГКПИ95-161 Об удовлетворении жалобы избирательного блока и обязании ЦИК РФ принять подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов от этого избирательного блока и другие предусмотренные законом документы для решения вопроса о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 1 ноября 1995 г. No. ГКПИ95-161

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего -

судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,

при секретаре Рачиной К.А.,

с участием прокурора Федотовой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе избирательного блока “Наше будущее“ о признании незаконным отказа Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в принятии подписных листов в поддержку федерального списка кандидатов и других документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, выдвинутого названным избирательным блоком,

установил:

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации отказано избирательному блоку “Наше будущее“ в принятии представленных для регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутого этим избирательным блоком, подписных листов в поддержку федерального списка кандидатов и других необходимых документов по тому основанию, что уполномоченным представителем данного избирательного блока они не были сданы в Центризбирком РФ до 24 ч 22 октября 1995 г., о чем составлен соответствующий акт от 23 октября этого же года.

Считая отказ Центральной избирательной комиссии в принятии представленных для регистрации федерального списка кандидатов по указанному основанию незаконным, избирательный блок “Наше будущее“ обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанной жалобой.

В обоснование своего требования избирательный блок сослался на то, что уполномоченным его представителем в установленный ст. 42 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ срок были представлены в Центризбирком РФ оформленные надлежащим образом подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов (240 тыс. подписей избирателей) и другие предусмотренные этим же Законом документы, необходимые для регистрации федерального списка кандидатов.

Начав приемку и проверку в 9
ч 30 мин утра 22 октября 1995 г. представленных документов, работники Центризбиркома РФ при наступлении 24 ч этого же дня приемку документов прекратили по мотивам истечения установленного законом срока на их сдачу, о чем был предъявлен соответствующий акт.

Отказ Центральной избирательной комиссии в принятии документов по указанному основанию противоречит, по мнению избирательного блока, требованиям ст. 42 вышеназванного Закона.

В судебном заседании представители избирательного блока “Наше будущее“ Ш. и У. жалобу поддержали и просили об ее удовлетворении.

Представитель Центральной избирательной комиссии РФ в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела Центризбирком РФ извещен. Из поступившей в суд телеграммы следует, что Центризбирком не возражает против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя и просит об оставлении жалобы без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителей избирательного блока Ш. и У., показания свидетелей, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой О.Д., полагавшей жалобу удовлетворить, и исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобу избирательного блока обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ для регистрации федеральных списков кандидатов уполномоченные представители избирательных объединений представляют в Центральную избирательную комиссию РФ не позднее чем за 55 дней до дня выборов подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов и данные о каждом кандидате из федерального списка с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий) и места жительства. Одновременно в Центральную избирательную комиссию представляются заявления кандидатов об их согласии баллотироваться по федеральному списку, выдвинутому избирательным объединением.

Как установлено судом, уполномоченным представителем избирательного блока
“Наше будущее“ предусмотренные законом документы для регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого этим избирательным блоком, были представлены в Центральную избирательную комиссию 22 октября 1995 г. в 9 ч 30 мин утра, т.е. за 55 дней до дня выборов, как это предусмотрено вышеназванной нормой Закона. Работники Центризбиркома приступили к их проверке и приемке, но при наступлении 24 ч работу с документами прекратили по тому основанию, что истекло установленное законом время на их сдачу, о чем свидетельствует имеющийся в деле соответствующий акт.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя избирательного блока Ш., показаниями свидетелей К., И. и Ю., а также имеющимся в деле актом (л.д. 14).

При таких данных, по мнению суда, отказ Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в принятии представленных избирательным блоком “Наше будущее“ документов на регистрацию федерального списка кандидатов от этого блока по указанному выше основанию не может быть признан правомерным.

Установленный Центризбиркомом РФ порядок, согласно которому прием представленных избирательным блоком документов на регистрацию федерального списка кандидатов должен быть произведен также за 55 дней до дня выборов, т.е. до 24 ч 22 октября 1995 г., не может быть признан правомерным, поскольку он не основан на законе.

Из содержания ст. 42 вышеназванного Закона следует, что уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков должны лишь представить в Центральную избирательную комиссию РФ необходимые для регистрации федерального списка кандидатов документы не позднее чем за 55 дней до дня выборов.

Каких же либо указаний о необходимости принятия этих документов Центризбиркомом в указанный срок данная норма Закона не содержит.

Из этого следует, что закон не обусловливает представление документов на регистрацию и их принятие одним и
тем же сроком.

Не усматривается такой необходимости и из содержания ч. 4 вышеназванной нормы Закона, так как в ней содержатся лишь требования к оформлению представляемых в избирательную комиссию подписных листов и указывается порядок их принятия.

Исходя из сказанного, суд приходит к выводу о том, что приемка представленных избирательным блоком в установленный законом срок документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов, могла производиться работниками Центральной избирательной комиссии при соответствующей ее организации и после истечения предусмотренного на их представление срока.

Что касается принятого Центральной избирательной комиссией соответствующего разъяснения, согласно которому избирательная комиссия не вправе выдавать уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема после 24 ч 22 октября 1995 г., то оно также не может быть принято во внимание, поскольку данное разъяснение суд находит противоречащим требованиям ст. 42 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ“, нарушающим избирательные права граждан и в связи с этим не подлежащим применению при рассмотрении настоящего дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу избирательного блока “Наше будущее“ удовлетворить. Отказ Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в принятии представленных избирательным блоком “Наше будущее“ подписных листов и других документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, признать незаконным.

Обязать Центральную избирательную комиссию Российской Федерации принять от избирательного блока “Наше будущее“ подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов от этого избирательного блока и другие предусмотренные законом документы для решения вопроса о регистрации федерального
списка кандидатов в депутаты Государственной Думы в срок до 3 ноября 1995 г.

Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

Председательствующий -

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Д.РЕДЧЕНКО