Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 13.03.2000 N ГКПИ2000-161 В удовлетворении жалобы на п. п. 2.2, 5.2 Инструкции ЦБ России “О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности“ от 23.07.1998 N 75-И отказано, поскольку оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству и приняты в пределах полномочий, предоставленных ЦБ России, так как в соответствии с законодательством Банк России выполняет функции по банковскому регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 13 марта 2000 г. N ГКПИ2000-161

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Горохова Б.А.,

при секретаре Ж.,

с участием прокурора Коптевой Л.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ООО “Доком“ на пункты 2.2 и 5.2 Инструкции Центрального банка России от 23 июля 1998 г. N 75-И “О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности“.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ООО “Доком“ Ю. (доверенность от 03.03.2000), представителей Центрального банка Российской Федерации Т. (доверенность от 17.09.99 N 138), Б. (доверенность от 13.03.2000 N 36), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И., полагавшей жалобу ООО “Доком“ оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации

установил:

ООО “Доком“ обратилось в суд с жалобой на пункты 2.2 и 5.2 Инструкции Центрального банка России от 23 июля 1998 г. N 75-И “О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности“, ссылаясь на то, что содержащееся в них ограничение правоспособности юридического лица противоречит гражданскому законодательству Российской Федерации и нарушает права ООО “Доком“ при осуществлении его уставной деятельности.

В обоснование своих требований ООО “Доком“ сослалось на то, что вопросы правоспособности юридических лиц являются вопросами гражданского законодательства и регулируются правовыми Ф.И.О. федерального закона.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением случаев, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности в объеме, необходимом
для осуществления любых видов деятельности, прямо не запрещенных законом.

Согласно ч. 5 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.

Согласно ч. 2 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Согласно ст. 10 Федерального закона “Об акционерных обществах“ учредителями общества могут быть граждане и юридические лица, для чего достаточно принять решение об учреждении общества.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ “Об акционерных обществах“ особенности создания и правового положения акционерных обществ в сферах банковской деятельности определяются федеральными законами.

Федеральный закон “О банках и банковской деятельности“ в ст. ст. 11, 14 и 16 предъявляет к учредителям кредитных организаций только требование об их удовлетворительном финансовом положении и выполнении обязательств перед бюджетами различных уровней. Таким образом, федеральные законы, и в частности, регулирующие банковскую деятельность, каких-либо ограничений правоспособности учредителей или участников хозяйственных обществ, в том числе и по сроку их действия, по мнению заявителя, не устанавливают. В связи с этим подзаконный нормативный правовой акт ЦБ Российской Федерации является незаконным.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации“ Банк России уполномочен издавать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые отнесены к его компетенции. При этом согласно абз. 2 ст. 6 этого Закона эти акты не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации“ Банк России осуществляет регистрацию кредитных организаций, порядок которой
регулируется исключительно главой II Федерального закона “О банках и банковской деятельности“. Вопросы ограничения правоспособности учредителей по срокам их действия предметом данного порядка не являются.

Полномочия Банка России в части правоспособности учредителей кредитных организаций ограничиваются:

- дачей учредителям согласия (или несогласием) на совершение сделок купли-продажи более 20 процентов акций (долей) кредитной организации по основаниям неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей) и нарушения ими антимонопольных правил (ст. 11 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“);

- отказом в регистрации кредитной организации в случае неудовлетворительного финансового положения учредителя или невыполнения учредителями своих обязательств перед бюджетами различных уровней за последние три года (статьи 14 и 16 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“).

Заявитель полагает, что федеральное законодательство не устанавливает для учредителей и участников хозяйственных обществ ограничения правоспособности в виде минимального трехлетнего срока существования и не предусматривает в компетенции ЦБ Российской Федерации право отказывать в даче согласия на совершение сделки приобретения юридическим лицом акций кредитной организации по мотивам недостаточности срока его деятельности, а также право устанавливать ограничения по сроку деятельности для учредителей кредитных организаций.

Представители Центрального банка Российской Федерации в судебном заседании требования заявителя не признали.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в суд не явился, представив ходатайство о рассмотрении заявления ООО “Доком“ в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителей заявителя и Центрального банка Российской Федерации, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации оснований для удовлетворения заявления ООО “Доком“ не усматривает.

В соответствии с ч. 3 ст. 87, ч. 3 ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 1 Федерального закона “Об акционерных обществах“ и ч. 1 ст. 1 Федерального
закона “Об обществах с ограниченной ответственностью“ особенности создания правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников (акционеров) определяются, помимо Гражданского кодекса Российской Федерации, законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

В соответствии с п. 2.2 Инструкции Центрального банка России от 23 июля 1998 г. N 75-И “О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности“ юридическое лицо-учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом за последние три года.

При определении достаточности собственных средств учредителя, приобретающего более 20% долей (акций) кредитной организации, не учитываются доли (акции) в части, находящейся в перекрестном владении с другим учредителем кредитной организации (взаимное участие в уставном капитале), а также доли (акции) в части, находящейся в перекрестном владении учредителя и кредитной организации (взаимное участие в уставном капитале).

Нормы пункта 2.2 оспариваемой заявителем Инструкции соответствуют положениям ч. 6 ст. 14 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“, согласно которым учредители - юридические лица в составе учредительных документов, направляемых в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, обязаны представить подтверждение органами Государственной налоговой службы Российской Федерации (в настоящее время - Министерства Российской Федерации по налогам и сборам) выполнения ими обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 статьи 16 указанного Закона несоответствие документов, поданных
для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии (например, представление подтверждения налоговых органов о выполнении учредителем своих обязательств перед соответствующими бюджетами менее чем за три года), а также неудовлетворительное финансовое положение учредителей или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года являются основаниями для отказа в государственной регистрации кредитной организации и в выдаче лицензии. При этом анализ финансового положения учредителей - юридических лиц осуществляется Банком России как регистрирующим органом за последние три года их деятельности.

Таким образом, учитывая особую экономическую и социальную значимость деятельности кредитных организаций, привлекающих денежные средства юридических и физических лиц, в целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков и поддержания стабильного финансового положения создаваемой кредитной организации, законодатель предъявляет к их учредителям требования, касающиеся устойчивого финансового положения. Это предполагает осуществление ими хозяйственной деятельности, приносящей доход, в течение трех лет, за которые требуется представить подтверждение выполнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

Пунктом 5.2 Инструкции предусмотрено, что юридическое лицо (лица), указанное в пункте 5.1 настоящей Инструкции, вправе приобрести более 20 процентов долей (акций) действующей кредитной организации (включая приобретение на вторичном рынке) в том случае, если оно (они) имеет устойчивое финансовое положение и действует (ют) в течение трех лет.

Эта норма по своему содержанию сходна с нормой пункта 2.2 Инструкции и регулирует отношения, возникающие при смене учредителей кредитной организации в тех случаях, когда входящая в состав учредителей кредитная организация становится преобладающей в этом составе. Предъявляемое к юридическим лицам, приобретающим более 20 процентов акций (долей) действующей кредитной организации, требование о финансовой стабильности не может определяться иными
показателями, чем те, которые установлены ч. 6 ст. 14 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“ и регулирующие сходные отношения; а также в соответствии со ст. 11 этого Закона, согласно которой неудовлетворительное финансовое положение приобретателей более 20 процентов акций (долей) кредитной организации является основанием для отказа в даче согласия на совершение сделки купли-продажи.

При таких условиях доводы заявителя о несоответствии пунктов 2.2 и 5.2 Инструкции Центрального банка России от 23 июля 1998 г. N 75-И “О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности“ гражданскому законодательству обоснованными быть признаны не могут.

Не может быть признан обоснованным и довод ООО “Доком“ о превышении Центральным банком Российской Федерации своих полномочий при издании оспариваемой Инструкции. В соответствии со ст. ст. 4, 5, 55 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ Банк России для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации в целом выполняет функции по банковскому регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций. В этих рамках ему предоставлено право в соответствии с федеральным законодательством принимать подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие порядок выдачи лицензий и разрешений в сфере осуществления кредитными организациями их деятельности. Так, в соответствии со ст. 6 данного Закона Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

При указанных условиях оснований для удовлетворения требований ООО “Доком“ не имеется.

На
основании ст. ст. 191 - 197, 203, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу ООО “Доком“ на пункты 2.2 и 5.2 Инструкции Центрального банка России от 23 июля 1998 г. N 75-И “О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности“ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.