Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 13.10.1999 N ГКПИ99-807 Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконным и отмене Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 04.10.1999 N 18/189-3 “О федеральном списке кандидатов и списке кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутых общероссийским политическим общественным движением “Русский Дом“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 13 октября 1999 г. No. ГКПИ99-807

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего -

судьи Верховного Суда РФ Ю.Д. Редченко,

при секретаре В.В. Дончило,

с участием
прокурора Л.Ф. Масаловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общероссийского политического общественного движения “Русский Дом“ о признании незаконным и отмене Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 4 октября 1999 г. No. 18/189-3 “О федеральном списке кандидатов и списке кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутых Общероссийским политическим общественным движением “Русский Дом“,

установил:

общественное движение “Русский Дом“ обратилось в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что Центральная избирательная комиссия РФ без законных оснований отказала в заверении федерального списка кандидатов и списка кандидатов в депутаты Государственной Думы по одномандатным избирательным округам, выдвинутых названным движением.

В заявлении при этом указывает на то, что изменение наименования движения с первоначального “Слово и Дело“ на “Русский Дом“, что послужило основанием к отказу в заверении списков, было произведено после консультаций с Министерством юстиции РФ и Центральной избирательной комиссией РФ, разъяснивших, что переименование общественного движения не лишит его возможности принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы.

Кроме того, считает, что п. 7 ст. 40 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ“ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче заверенных копий списков кандидатов и такого основания, как изменение наименования движения, в нем не указывается.

Ссылка Центризбиркома РФ в обоснование своего Постановления на п. 7 ст. 30 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации“, по мнению движения, является необоснованной, так как данная норма и сам Закон носят достаточно общий характер и факт включения запрета об изменении наименования общественного движения в период избирательной кампании в указанную выше норму Закона не может свидетельствовать о нарушении движением порядка выдвижения кандидатов.

Не имелось у Центризбиркома РФ оснований для отказа в заверении списков и в связи с тем, что в силу п. 2 ст. 32 Закона о выборах депутатов список политических общественных объединений, имеющих право участвовать в выборах, составляется Министерством юстиции РФ, в который общественное движение “Слово и Дело“ включено.

Последующее сообщение Министерством юстиции РФ Центральной избирательной комиссии РФ о произведенном изменении общественным движением своего наименования фактически свидетельствует об оставлении Минюстом РФ указанного общественного движения в названном выше списке и по сути подтверждает его право на участие в выборах, а поэтому Центризбирком РФ не вправе был входить в обсуждение этого вопроса.

В судебном заседании представители движения “Русский Дом“ П., А.С., А.К., И. и Д. заявленное требование поддержали.

Представители Центральной избирательной комиссии РФ М. и Г. с данным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, указав на то, что переименование общественных объединений (движений) в период избирательной кампании законом запрещено. Изменив свое наименование в указанный период, данное движение нарушило требование закона о порядке выдвижения кандидатов в депутаты, что препятствовало заверению представленных им списков кандидатов в депутаты.

Выслушав объяснения представителей общественного движения “Русский Дом“ и Центральной избирательной комиссии РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит
его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ (далее - Закон “Об основных гарантиях“) и п. 4 ст. 34 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ“ (далее - Закон “О выборах“) изменение наименований и символов избирательных объединений, избирательных блоков в ходе избирательной кампании не допускается.

Как установлено судом, Общероссийское политическое общественное движение “Слово и Дело“ было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ со статусом политического общественного объединения 5 июня 1998 г. и под этим названием было включено указанным министерством в список политических общественных объединений, имеющих право на участие в выборах депутатов Государственной Думы.

Однако 26 августа 1999 г. после объявления начала избирательной кампании решением съезда указанного общественного движения его наименование “Слово и Дело“ было изменено на “Русский Дом“, о чем были внесены соответствующие изменения в Устав данного движения.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела и представителями заявителя не оспариваются.

При таких данных с учетом требований закона у Центральной избирательной комиссии РФ имелись основания для вынесения Постановления об отказе в заверении списков кандидатов в депутаты, выдвинутых общественным движением “Русский Дом“, по мотивам нарушения им порядка выдвижения кандидатов.

Довод представителей заявителя о том, что движение было введено Министерством юстиции РФ и Центризбиркомом РФ в заблуждение относительно возможности изменения его наименования и участия в выборах депутатов Государственной Думы, не может быть принят во внимание, поскольку общественное движение обращалось в указанные ведомства по данному вопросу до начала проведения избирательной кампании и на тот период их ответы на
поставленный вопрос соответствовали требованиям закона о допустимости изменения наименования движения и возможности после этого участия в избирательной кампании. То обстоятельство, что Центральной избирательной комиссией РФ не было указано в своем ответе, до какого времени должно быть принято решение об изменении наименования движения, не может быть поставлено ей в вину, поскольку каждое общественное объединение, в том числе и заявитель, должны знать действующее избирательное законодательство и следовать его требованиям.

Нарушение требований закона ввиду незнания его положений не освобождает виновное юридическое или физическое лицо от ответственности за это, а поэтому суд не может согласиться с утверждением представителей заявителя о том, что их движение не должно нести ответственности за допущенное нарушение закона.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что о недопустимости изменения наименования движения в ходе избирательной кампании и последствиях такого изменения его руководящим органам было известно, но, несмотря на это, съезд движения от 22 сентября 1999 г. принял решение об оставлении его измененного наименования “Русский Дом“.

Утверждение представителей заявителя при этом о том, что Закон о выборах депутатов Государственной Думы не предусматривает в качестве основания к отказу в заверении списков кандидатов такого, как изменение наименования общественного объединения (движения) в период избирательной кампании, также нельзя признать обоснованным, так как в силу п. 7 ст. 1 Федерального закона “Об основных гарантиях“ в случае, если федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Закона.

Согласно же ст. 30 названного Закона запрет на изменение наименования общественного движения в период избирательной кампании включен непосредственно в статью, регулирующую выдвижение кандидатов
избирательными объединениями, и, следовательно, Центральная избирательная комиссия РФ правомерно расценила произведенное изменение наименования общественного движения в указанный период как нарушение им закона (п. 7 ст. 40 Закона о выборах), связанного с выдвижением кандидатов в депутаты, дающим основание для отказа в заверении представленных списков кандидатов.

Ссылка представителей заявителя на то, что их общественное движение включено Министерством юстиции РФ в список политических общественных объединений, имеющих право участвовать в выборах, а поэтому Центризбирком РФ не вправе был лишать его такого права, не может быть признана убедительной.

Как указывалось выше, данное общественное движение включено Министерством юстиции РФ в список избирательных объединений под наименованием “Слово и Дело“, а затем в связи с внесенными им изменениями в своем наименовании Минюст РФ направил в Центральную избирательную комиссию РФ соответствующее сообщение об этом. Направление такого сообщения Министерством юстиции РФ в Центризбирком РФ не может свидетельствовать о сохранении за данным общественным движением права на участие в выборах. Министерство юстиции в данном случае лишь выполнило возложенную на него законом обязанность по регистрации изменений, вносимых общественным объединением в свой устав, в том числе об изменении наименования, и проинформировало об этом Центральную избирательную комиссию РФ.

Решение же вопроса о возможности участия в выборах общественного объединения с измененным в период избирательной кампании наименованием, по мнению суда, отнесено законом к компетенции Центральной избирательной комиссии РФ, который ею и разрешен названным выше Постановлением.

Другие доводы, на которые представители заявителя ссылались в суде, также не могут служить основанием к отмене оспариваемого Постановления Центральной избирательной комиссии РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный
Суд Российской Федерации

решил:

заявление Общероссийского политического общественного движения “Русский Дом“ о признании незаконным и отмене Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 4 октября 1999 г. No. 18/189-3 “О федеральном списке кандидатов и списке кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутых Общероссийским политическим общественным движением “Русский Дом“ об отказе в заверении указанных списков оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий,

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Д.РЕДЧЕНКО