Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ N ГКПИ98-770 от 19.02.1999 В удовлетворении жалобы на п. 7 разд. I Инструкции, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28.07.1995 N 8/52-П, отказано, поскольку оспариваемое положение не противоречит действующему федеральному избирательному законодательству.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 19 февраля 1999 г. N ГКПИ98-770

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего -

судьи Верховного Суда РФ Колычевой Г.А.,

при секретаре Бирюковой Е.Ю.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга на п. 7 разд. I Инструкции о порядке финансирования мероприятий, связанных с выборами Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, и деятельностью избирательных комиссий,

установил:

пунктом 7 разд. I Инструкции о порядке финансирования мероприятий, связанных с выборами Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, и деятельностью избирательных комиссий, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июля 1995 г. N 8/52-П (в редакции постановления Центризбиркома РФ от 18 декабря 1997 г. N 136/990-П), предусмотрено, что счета, указанные в п. п. 3, 4 и 5, открываются в расчетно-кассовых центрах Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в банках, ведущих текущие счета по учету доходов федерального бюджета Российской Федерации.

При этом избирательная комиссия субъекта Российской Федерации представляет в банк заявление на открытие счета, карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверенных нотариальной конторой, а также положение об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Главы исполнительной власти по местонахождению соответствующей окружной или территориальной избирательной комиссии оформляют карточки с образцами подписей и оттиска печати в следующем порядке:

- две первые подписи: одна первая подпись - председатель соответствующей избирательной комиссии, и другая первая подпись - должностное лицо соответствующего органа исполнительной власти;

- вторая подпись -
главный бухгалтер соответствующего органа исполнительной власти или его заместитель.

Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой поставила вопрос о признании п. 7 разд. I Инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации недействительным.

В обоснование жалобы администрация Орджоникидзевского района сослалась на то, что Центральная избирательная комиссия РФ, приняв п. 7 разд. I Инструкции в приведенной выше редакции, превысила свои полномочия. Оспариваемая норма возлагает на должностное лицо органа исполнительной власти и его главного бухгалтера обязанность по распоряжению денежными средствами избирательных комиссий и ответственность за их использование. Между тем п. 13 ст. 21 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, где определены обязанности органов местного самоуправления и их должностных лиц в подготовке и проведении выборов, не предусматривает и не возлагает на должностных лиц органов местного самоуправления обязанность по распоряжению и контролю за средствами, выделяемыми избирательным комиссиям на проведение выборов.

Кроме того, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации работодатель не имеет права возлагать на работников выполнение функций, не входящих в их трудовые обязанности.

В судебном заседании представитель администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Л. жалобу поддержал и, уточнив заявленное требование, просил признать недействительным абз. 4 п. 7 разд. I Инструкции в части, начиная со слов “...и другая первая подпись - должностное лицо соответствующего органа исполнительной власти; вторая подпись - главный бухгалтер соответствующего органа исполнительной власти или его заместитель“.

В письменном отзыве Центральная избирательная комиссия РФ просит в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на то, что при издании Инструкции действовала в пределах своих полномочий и
что особый порядок открытия счетов для средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, установлен в п. 7 разд. I Инструкции с учетом особенностей формирования и правового статуса окружных и территориальных избирательных комиссий, а также обязанности органов местного самоуправления и их должностных лиц оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий.

Представитель Центральной избирательной комиссии С. требование заявителя не признал по аналогичным мотивам.

Заслушав объяснения представителя администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга Л., представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации С., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд РФ находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 6, 7, 9 ст. 22 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям; в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами, также инструкции по вопросам единообразного применения соответствующих федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Федеральными законами “О выборах Президента Российской Федерации“ от 17 мая 1995 г. N 76-ФЗ (ч. 5 ст. 44),
“О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ от 21 июня 1995 г. N 90-ФЗ (ч. 4 ст. 51) предусмотрено, что порядок перечисления денежных средств избирательным комиссиям устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Судом установлено, что п. 7 разд. I “Открытие счетов и порядок перечисления средств“ Инструкции Центризбиркома РФ в обжалованной заявителем части определяет порядок открытия текущих счетов на балансовом счете N 40301 “Суммы по поручениям избирательных комиссий“, на которые главам исполнительной власти по местонахождению соответствующей окружной или территориальной избирательной комиссии перечисляются средства федерального бюджета для финансирования выборов в избирательных округах и на избирательных участках.

Разрешение данного вопроса относится, согласно нормам федерального избирательного законодательства, к полномочиям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; установленный в Инструкции порядок перечисления денежных средств согласован с Центральным банком РФ, а также с Министерством финансов РФ.

Как следует из ст. 23 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, формирование окружных избирательных комиссий для проведения выборов в федеральные органы государственной власти осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а территориальных избирательных комиссий - выборным органом местного самоуправления. Указанные избирательные комиссии формируются без образования юридического лица.

Пункт 13 ст. 21 данного Федерального закона обязывает органы местного самоуправления и их должностных лиц оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий. Аналогичная обязанность органов местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрена и нормами Федеральных законов “О выборах Президента Российской Федерации“ (ст. 22) и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ (ст. 30).

При
этом приведенный в Федеральных законах перечень форм содействия избирательным комиссиям со стороны органов местного самоуправления и их должностных лиц не является исчерпывающим.

В связи с изложенным суд не находит противоречий между оспариваемой нормой правового акта Центризбиркома РФ и действующим федеральным избирательным законодательством.

Довод о том, что п. 7 разд. I Инструкции на глав исполнительной власти и их главных бухгалтеров возложена обязанность по распоряжению этими средствами и ответственность за их использование, является неосновательным, так как данной нормой эти вопросы не решаются, в ней определен лишь порядок открытия счетов, на которые перечисляются денежные средства для финансирования выборов в избирательных округах и на избирательных участках.

Нельзя согласиться и с доводом о том, что оспариваемая норма ведет к существенному изменению условий труда должностных лиц органов местного самоуправления, вынужденных выполнять работу, не предусмотренную трудовым договором, и работать на избирательную кампанию свыше срока, на который допускается перевод без согласия работника, поскольку из содержания п. 7 разд. I Инструкции указанное не следует.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 193 ГПК РСФСР, суд

решил:

администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга отказать в удовлетворении жалобы на п. 7 разд. I Инструкции о порядке финансирования мероприятий, связанных с выборами Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные государственные федеральные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, и деятельностью избирательных комиссий, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июля 1995 г. N 8/52-П (в редакции постановления Центризбиркома РФ от 18 декабря 1997 г. N 136/990-П).

Решение Верховного Суда Российской Федерации может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Судья

Верховного
Суда

Российской Федерации

Г.А.КОЛЫЧЕВА