Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 20.06.2000 N ГКПИ00-547 О признании недействительным пункта 2 Распоряжения ФСФО РФ от 27.08.1999 N 23-р “Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2000 г. No. ГКПИ00-547

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего Романенкова Н.С.,

при секретаре Жуковой И.В.,

с участием прокурора Астафьева С.Т.

и адвокатов Попова М.Н.,

Леготкина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.И.О. о признании недействительными: п. 38 “Положения о процедуре осуществления сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих“, утвержденного распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. No. 23-р, и п. 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа 1999 г. No. 23-р “Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих“,

установил:

Заявитель Плисецкий П.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными: п. 38 “Положения о процедуре осуществления сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих“, утвержденного распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. No. 23-р, и п. 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа 1999 г. No. 23-р “Об осуществлении
сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих“, т.к. оспариваемые нормы противоречат действующему законодательству и нарушают права и интересы граждан.

В судебном заседании Плисецкий П.Г. и его представители Леготкин С.В. и Попов М.Н. поддержали заявленные требования.

Представитель ФСФО России Курочкин А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что надзор за деятельностью арбитражных управляющих является важной функцией ФСФО России. Пунктом 32 “Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. No. 1544, определено, что перечень полномочий ФСФО России по надзору за соблюдением арбитражными управляющими условий действия лицензии не является исчерпывающим, ФСФО России в пределах своей компетенции имеет право осуществлять иные полномочия по надзору.

Согласно абзацу 8 п. 32 данного положения арбитражный управляющий обязан обеспечивать условия для проведения ФСФО России проверок, включая предоставление необходимых информации и документов.

В этой связи пунктом 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа 1999 г. No. 23-р установлена обязанность арбитражных управляющих по представлению текущей отчетности в ФСФО России и ее территориальные органы и утверждены формы такой отчетности. Сведения, содержащиеся в них, соответствуют требованиям Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Пункт 38 “Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих“ также соответствует законодательству Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в письменном отзыве возражало против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав объяснения заявителя Плисецкого П.Г., его представителей Леготкина С.В., Попова М.Н., представителя ФСФО России Курочкина А.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора
генеральной прокуратуры Российской Федерации Астафьева С.Т., полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

Как установлено в судебном заседании, распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. No. 23-р утверждены: 1. “Положение о процедуре осуществления сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих“ и 2. формы текущей отчетности арбитражных управляющих и порядок ее представления (л.д. 19).

Формы текущей отчетности арбитражных управляющих представляются в территориальный орган ФСФО России на территории субъекта Российской Федерации, где расположена организация - должник. Приложение 2.1 устанавливает форму титульного листа текущей отчетности; приложение 2.2 - отчет о результатах процедуры наблюдения; приложение 2.3 - финансовый план проведения процедуры внешнего управления; приложение 2.4 - информация о ходе внешнего управления; приложение 2.5 - финансовый план проведения процедуры конкурсного производства; приложение 2.6 - информация о ходе конкурсного производства.

Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“ и Закон “О банкротстве“ устанавливают права и обязанности арбитражного управляющего, который осуществляет свои функции в различных процедурах банкротства (наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве).

Так, в ст. 61 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ установлены обязанности временного управляющего: по окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

В силу п. 2 ст. 74 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ внешний управляющий обязан разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.

В соответствии с п. 3 ст. 83 Закона о банкротстве план внешнего управления утверждается собранием кредиторов.

Внешний управляющий по итогам внешнего управления обязан представить собранию кредиторов
отчет (ст. 90 Закона о банкротстве).

Составление финансового плана проведения процедуры внешнего управления Законом о банкротстве не установлено.

При открытии конкурсного производства контроль за деятельностью конкурсного управляющего согласно ст. 115 Закона о банкротстве осуществляют комитет кредиторов или собрание кредиторов, которому конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц предоставляет отчет о своей деятельности, а также арбитражный суд.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства (ст. 117 Закона о банкротстве).

Составление финансового плана проведения процедуры конкурсного производства Законом о банкротстве не установлено, “Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству“, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. No. 301, предусматривает, что ФСФО России утверждает требования к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, а также в пределах своей компетенции осуществляет иные полномочия, предоставленные ей Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)“ и иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 31 “Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. No. 1544, установлено, что надзор за соблюдением лицензиатом требований и условий лицензируемого вида деятельности осуществляется ФСФО России.

Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности“ определяет понятие надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий как систему мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Права лицензирующих органов при осуществлении ими надзора перечислены в ст. 12 названного Закона. Федеральный закон и “Положение
о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих“ предусматривают, что лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы. Исходя из того, что Закон о банкротстве не устанавливает обязательное составление финансового плана проведения процедуры внешнего управления, финансового плана проведения процедуры конкурсного производства и представление форм отчетности в органы ФСФО России, а “Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих“ также не устанавливает в качестве обязательного требования к лицензиату составление такой отчетности, пункт 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа 1999 г. No. 23-р, устанавливающий Формы текущей отчетности арбитражных управляющих и порядок ее представления, является недействительным.

Пунктом 38 “Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих“ установлено, что приостановление действия лицензии, аннулирование или отзыв лицензии влечет прекращение права на осуществление лицензируемого вида деятельности и возврат лицензии. Согласно п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 25 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ арбитражные управляющие действуют на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой ФСФО России в порядке, установленном Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности“, “Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих“ определяют лицензию как разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности, в частности, арбитражного управляющего.

Приостановление действия лицензии, аннулирование или отзыв влекут соответственно временное или постоянное прекращение права арбитражного управляющего на осуществление лицензируемого вида деятельности.

Доводы заявителя о том, что Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности“ в ст. 13 предусматривает возможность установления срока для устранения лицензиатом
обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не свидетельствуют о недействительности оспариваемой нормы.

То обстоятельство, что арбитражные управляющие по конкретному делу назначаются арбитражным судом, не лишает права лицензирующего органа принять решение о приостановлении действия лицензии.

Учитывая, что пункт 38 положения соответствует действующему законодательству, принят ФСФО России в пределах ее полномочий и не нарушает права физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве арбитражных управляющих, жалоба в этой части не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 191, 192, 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Ф.И.О. удовлетворить частично; признать недействительным пункт 2 распоряжения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 27 августа 1999 г. No. 23-р “Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих“; заявление о признании недействительным пункта 38 “Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих“, утвержденного распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. No. 23-р, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.