Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 24.04.2000 N ГКПИ2000-150, 156, 162, 209 Об отказе в удовлетворении жалоб о признании незаконным Разъяснения “О применении ограничений, установленных Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1999 N 54.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2000 г. No. ГКПИ2000-150, 156, 162, 209

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

народных заседателей Бабушкина В.У.,

Петелина С.Е.,

при секретаре Суетовой Н.В.,

с участием прокурора Астафьева С.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Журавлевой З.В., Золотовой И.В., Кириллова А.Ф. и общественной организации “Протвинский городской Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил“ о признании незаконным Разъяснения “О применении ограничений, установленных Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1999 года No. 54,

установил:

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1999 г. No. 54 было утверждено Разъяснение “О применении ограничений, установленных Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“ (далее - Разъяснение), которое 31 декабря 1999 г. было зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально опубликовано.

Заявители Журавлева З.В., Золотова И.В., Кириллов А.Ф. и общественная организация “Протвинский городской Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил“ обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами об оспаривании указанного Разъяснения, ссылаясь, что оно не соответствует действующему законодательству, как по порядку его принятия, так и по содержанию.

В судебном
заседании Журавлева З.В., Золотова И.В., их представители Хорошилов Б.В. и Горбунова Л.И., представители общественной организации “Протвинский городской Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил“ Плетенев Б.В. и Костарев Н.Н. поддержали доводы жалоб и просили признать Разъяснение незаконным и не подлежащим применению со дня его принятия.

Кириллов А.Ф. направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации Воронин Ю.В., Донцов С.Е. и Соловьева Л.В. жалобы заявителей не признали и просили суд отказать в их удовлетворении.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Астафьева С.Т., полагавшего в удовлетворении жалоб отказать, суд считает, что жалобы заявителей не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 9 Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. No. 480, Минтруд России вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать постановления и давать разъяснения по применению нормативных правовых актов в области социальной защиты населения, включающей в себя и пенсионное обеспечение.

Следовательно, не может быть признан обоснованным довод заявителей о том, что Минтруд России не имел права на принятие оспариваемого Разъяснения.

Не могут быть признаны состоятельными и доводы заявителей о подписании Разъяснения должностным лицом, не имеющим на то полномочий.

В соответствии с пунктом 9 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. No. 1009, в редакции от 11
декабря 1997 г., нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Судом установлено, что Разъяснение подписано первым заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации Ю.З. Люблиным, который исполнял на тот период обязанности Министра на основании Приказа по Минтруду от 28 декабря 1999 г. No. 268.

Таким образом, Разъяснение подписано надлежащим должностным лицом.

Не нашли подтверждения в судебном заседании и доводы заявителей о несоответствии положений Разъяснения нормам Федерального закона от 21 июля 1997 г. No. 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“.

Доводы заявителей в этой части по существу сводятся к оспариванию абзацев 5, 6 и 7 Разъяснения, содержащих следующие положения:

“Часть четвертая статьи 1 Закона, на которую сделана отсылка в части второй статьи 4 Закона как на определяющую, какой именно индивидуальный коэффициент пенсионера, из упоминаемых в Законе, устанавливается с 1 февраля 1998 г. в размере 0,7, предусматривает, что отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2.

На основании этой отсылки, а также в связи с прямым указанием в части второй статьи 4 Закона на то, что индивидуальный коэффициент пенсионера, устанавливаемый с 1 февраля 1998 г. в размере 0,7, определяется только федеральным законом и ограничивает отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, временное ограничение в размере 0,7 применяется в совокупности с постоянно действующим ограничением в размере не свыше 1,2 к результату, получаемому при делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране в виде обычного числа (целого или дробного).

Оснований для распространения ограничения в размере 0,7 на
величину индивидуального коэффициента пенсионера, исчисляемого в соответствии со статьей 1 Закона в процентах персонально для каждого пенсионера расчетным путем исходя из продолжительности трудового стажа и размера заработной платы, который применяется для определения размера его пенсии в рублях, не имеется“.

По мнению заявителей, приведенные положения Разъяснения неправомерно относят ограничение в размере 0,7, являющееся ограничением индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого для назначения размера пенсии, на результат, получаемый при делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране, что приводит к занижению сумм получаемых пенсий. Заявители полагают, что результат, получаемый при делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране, установлен федеральным Законом с 1 февраля 1998 г. в размере 1,2, а не 0,7.

Однако с такими доводами заявителей согласиться нельзя.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. No. 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“ (далее - Закон) государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.

При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в
размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.

Размер пенсии в рублях устанавливается исходя из среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал по индивидуальному коэффициенту пенсионера.

В соответствии со статьей 4 названного Закона он вступает в силу с 1 февраля 1998 года.

При этом индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой статьи 1 данного Федерального закона, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7.

Размер указанного коэффициента на последующий период и сроки его действия устанавливаются федеральным законом, проект которого рассматривается одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.

Анализ приведенных положений Закона определенно свидетельствует о том, что правовое значение термина “индивидуальный коэффициент пенсионера“, приведенного в статье 1 Закона, не тождественно термину “индивидуальный коэффициент пенсионера“, использованному в статье 4 Закона.

Несмотря на схожесть терминологии, эти коэффициенты по своей правовой природе существенно различаются.

Так, согласно статье 1 Закона, индивидуальный коэффициент пенсионера, применяемый при назначении пенсий, характеризуется следующими признаками:

- определяется персонально для каждого пенсионера в зависимости от продолжительности его трудового стажа и величины заработной платы;

- определяется путем умножения размера пенсии в процентах на отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране;

- выражается в процентах;

- непосредственно законом по размеру не ограничен;

- для определения размера пенсии применяется как процентное отношение среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал.

В соответствии со статьей 4 Закона имеется в виду индивидуальный коэффициент пенсионера, который:

- представляет собой отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране;

- выражается обычным числом (не в процентах);

- является лишь одним из двух сомножителей, при
умножении которых определяется индивидуальный коэффициент пенсионера, предусмотренный статьей 1 Закона;

- ограничивается предельным размером 1,2 независимо от основания назначения пенсии;

- устанавливается с 1 февраля 1998 г. в размере, не превышающем 0,7, и действует до принятия соответствующего федерального закона, проект которого должен рассматриваться одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.

Указанные различия не позволяют сделать вывод о том, что с 1 февраля 1998 года индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП), применяемый при исчислении пенсий, установлен в размере 0,7.

Данный вывод суда подтверждается и Указом Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. No. 680 “Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера“. Согласно статье 1 названного Указа с 1 мая 2000 года при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0,8. Из преамбулы Указа следует, что он издан в целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым пенсии исчислены с применением индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственный пенсий“, и действует до вступления в силу соответствующего федерального закона.

Таким образом, с 1 мая 2000 года предельный размер индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого при исчислении пенсий (при максимальном трудовом стаже), составит 60% (ИКП = 75% х 0,8 = 60%).

С учетом вышеизложенного следует, что правовых оснований для признания Разъяснения незаконным и не подлежащим применению со дня его принятия не имеется.

Суд не может согласиться с доводами заявителей о том, что имеются многочисленные доказательства в подтверждение
того, что с 1 февраля 1998 г. размер индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого при исчислении пенсий, установлен законом в размере 0,7.

В обоснование этого довода заявители ссылались, в частности, на Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 марта 1999 г. No. 3763-II ГД “О реализации Федерального закона “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“ и Постановление от 29 октября 1999 г. No. 4497-II ГД “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Верховному Суду Российской Федерации“.

Между тем указанные Постановления не могут являться основанием для удовлетворения жалоб заявителей, поскольку в Постановлении Конституционного Суда от 17 ноября 1997 г. No. 17-П, которое является окончательным и не подлежит обжалованию, отмечено, что официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона должно приниматься, подписываться только в порядке, установленном для принятия, подписания и обнародования федерального закона.

В силу статьи 7 Гражданского процессуального кодекса при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Журавлевой З.В., Золотовой И.В., Кириллову А.Ф., общественной организации “Протвинский городской Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил“ в удовлетворении жалоб о признании незаконным Разъяснения “О применении ограничений, установленных Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1999 года No. 54, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Народные заседатели

В.У.БАБУШКИН

С.Е.ПЕТЕЛИН