Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.10.2004 N А05-2242/04-18 Поскольку положения Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“, предусматривающие возможность установления законами субъектов РФ повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных указанным законом, были признаны неконституционными, ИМНС неправомерно отказала обществу в возврате излишне уплаченного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2004 года Дело N А05-2242/04-18“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А., рассмотрев 28.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Дмитриевский леспромхоз“ на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.06.04 по делу N А05-2242/04-18 (судья Чалбышева И.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Дмитриевский Леспромхоз“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Архангельской области (далее - Инспекция) от 30.12.03 N 09/23 об отказе возвратить 424511 руб. 19
коп. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 год и об обязании налогового органа устранить нарушение прав Общества.

Решением суда от 11.06.04 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 11.06.04 и принять новое. По мнению подателя жалобы, решение суда не соответствует нормам действующего законодательства и противоречит сложившейся судебной практике. Так, ошибочным является вывод суда о том, что суммы налога с владельцев транспортных средств, уплаченные до вынесения определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О и N 107-О, не подлежат перерасчету.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда от 11.06.04 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Общество 24.11.03 представило в налоговый орган уточненную декларацию по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 год и заявление N 1800 о возврате 359035 руб. 79 коп. излишне уплаченного налога на расчетный счет заявителя.

Письмом от 30.12.03 N 09/23 Инспекция отказала в возврате излишне уплаченного до 10.04.02 налога, ссылаясь на то, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон “О фондах“) утрачивает силу и не подлежит применению со дня принятия Конституционным Судом Российской Федерации определения от 10.04.02 N 104-О. Кроме того, налоговый орган указал на возможность возврата 20415 руб. 79 коп. излишне уплаченного после 10.04.02 налога
лишь в случае представления уточненной декларации на названную сумму.

Общество не согласилось с таким решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, сделал вывод о том, что суммы налога с владельцев транспортных средств, уплаченные до 10.04.02, то есть до принятия Конституционным Судом Российской Федерации определения N 104-О, являются обоснованными и не подлежат перерасчету.

Кассационная инстанция считает этот вывод ошибочным.

В пункте 1 статьи 6 Закона “О фондах“ установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.

При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Архангельской области от 18.09.01 N 58-8-ОЗ “О ставках налога с владельцев транспортных средств“ (далее - Областной закон Архангельской области) установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона “О фондах“.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001.

Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ признание нормативного акта
или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения Закона “О фондах“ относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Областного закона Архангельской области об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.

Поэтому кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда о том, что указанные положения Закона “О фондах“ утрачивают юридическую силу с момента вынесения определения Конституционного Суда Российской Федерации N 104-О, то есть с 10.04.02. Следовательно, Общество при исчислении налога с владельцев транспортных средств за 2002 год в уточненной декларации правомерно применило ставки названного налога, установленные Законом “О фондах“.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 11.06.04 принятым с нарушением норм материального права и подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для проверки заявленных требований по размеру.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, предложить сторонам произвести сверку расчетов сумм налога с владельцев транспортных средств, подлежащего возврату, и принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.06.04
по делу N А05-2242/04-18 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

МОРОЗОВА Н.А.