Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 26.10.2000 N ГКПИ2000-1117 В удовлетворении жалобы о признании противоречащими действующему законодательству Постановления Правительства РФ “Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по разработке программы реформирования системы социальных льгот и ее составе“ от 20.07.2000 N 544 и распоряжения Правительства РФ от 27.05.2000 N 714-р отказано, поскольку оспариваемые акты приняты в соответствии с законодательством в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают права заявителей.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 26 октября 2000 г. N ГКПИ2000-1117

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре Д.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Российской ассоциации жертв незаконных политических репрессий о признании противоречащими действующему законодательству Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 544 “Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по разработке программы реформирования системы социальных льгот и ее состава“ и распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 мая 2000 г. N 714-р,

установил:

Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой о признании противоречащими действующему законодательству Постановления Правительства РФ от 20 июля 2000 г. N 544 “Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по разработке программы реформирования системы социальных льгот и ее состава“ и распоряжения Правительства РФ от 27 мая 2000 г. N 714-р.

Как указывает заявитель, в названных документах Правительства РФ в нарушение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в состав Межведомственной комиссии не были включены представители общероссийской общественной благотворительной организации инвалидов - жертв политрепрессий. На заседании Межведомственной комиссии 23 августа 2000 г. обсуждался проект внесенного Минтрудом России в Правительство РФ проекта федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанные с отменой предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг“. Принятие закона ухудшит положение жертв политрепрессий.

В судебном заседании представитель Российской ассоциации жертв незаконных политических репрессий Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что льготы
по оплате жилья и коммунальных услуг для реабилитированных жертв политрепрессий установлены Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“. Решением Межведомственной комиссии одобрен проект федерального закона, принятие которого Государственной Думой, ухудшит и без того бедственное положение жертв политрепрессий. Представители Правительства РФ П. и Ч. возражали против удовлетворения жалобы, т.к. оспариваемые акты изданы Правительством РФ в пределах его компетенции и не нарушают права общественной организации.

Выслушав объяснения представителя Российской ассоциации жертв незаконных политических репрессий Н., представителей Правительства РФ П., Ч., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Правительство Российской Федерации издало распоряжение 27 мая 2000 г. N 714-р, которым образована Межведомственная комиссия по разработке программы реформирования системы социальных льгот. Данным распоряжением также утвержден председатель Межведомственной комиссии, которому поручено представить в Правительство РФ проект положения о комиссии и предложения о ее составе с включением в него представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно ст. 12 ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“ Правительство РФ вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Российской ассоциации жертв незаконных политических репрессий Н. не отрицал, что Правительство РФ полномочно принимать решение об образовании Межведомственной
комиссии по разработке программы реформирования системы социальных льгот.

Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации“ предусматривает, что акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Поскольку оспариваемый ненормативный акт не нарушает права и интересы общественной организации, издан в соответствии с законом, в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, жалоба Российской ассоциации жертв незаконных политических репрессий о признании противоречащим действующему законодательству распоряжения Правительства РФ от 27 мая 2000 г. N 714-р не подлежит удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2000 г. N 544 утверждено Положение о Межведомственной комиссии по разработке программы реформирования системы социальных льгот и ее состава.

В соответствии с Положением комиссия является координационным органом, созданным для выработки конструктивного решения проблемы упорядочения предоставления населению социальных льгот на основе глубокого изучения всех ее аспектов, объективной оценки социально-экономических последствий планируемых к реализации мероприятий по данному вопросу и с учетом этого подготовки программы реформирования системы социальных льгот.

Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого нормативного акта Федеральному закону “О социальной защите инвалидов“ и нарушении прав общественной организации являются несостоятельными.

Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в ч. 3 ст. 33 устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Из объяснений представителя Российской ассоциации жертв незаконных политических репрессий Н. следует, что заявитель опасается принятия федерального закона о
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанные с отменой предоставления льгот реабилитированным лицам по оплате жилья и коммунальных услуг.

Право реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, предусмотрено пунктом “ж“ ч. 2 ст. 16 Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“. Конституция Российской Федерации наделяет Правительство РФ правом законодательной инициативы.

Как пояснили в суде представители Правительства РФ, решения о внесении Правительством законопроекта о внесении изменений в Закон РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ в Государственную Думу не имеется. Рассмотрение на заседании Межведомственной комиссии по разработке программы реформирования системы социальных льгот проекта федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с отменой предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг“ не может служить основанием для удовлетворения жалобы.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с законом, в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушает права Российской ассоциации жертв незаконных политических репрессий, жалоба в этой части также не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Российской ассоциации жертв незаконных политических репрессий о признании противоречащими действующему законодательству Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 544 “Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по разработке программы реформирования системы социальных льгот и ее состава“ и распоряжения Правительства Российской Федерации от 27
мая 2000 г. N 714-р оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.