Решения и определения судов

Письмо ВАС РФ от 28.11.1997 N С5-7/ОУ-805, Госналогслужбы РФ от 01.12.1997 N ВК-6-08/835 “О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты государственной пошлины в арбитражных судах

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 1997 г. No. С5-7/ОУ-805

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 декабря 1997 г. No. ВК-6-08/835

ПИСЬМО

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

ПРОВЕРОК УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ

В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ

Одной из основных гарантий обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия является закрепленный Конституцией Российской Федерации принцип разделения властей, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Законом “О статусе судей в Российской Федерации“ установлено, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке,
предусмотренных процессуальным законом.

Вместе с тем на налоговые органы возложен контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ государственная пошлина, которой оплачиваются подаваемые в арбитражные суды исковые заявления и жалобы, отнесена к федеральным налогам. Государственные налоговые инспекции имеют реальные полномочия регулировать отношения в сфере уплаты госпошлины.

Свои функциональные обязанности региональные налоговые инспекции реализуют путем проведения проверок. В арбитражных судах они проверяют правильность исчисления размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам.

Проверки, проводимые налоговыми органами, не должны затрагивать существа принимаемых арбитражными судами решений, а следовательно, и не должны рассматриваться как вмешательство в судебную деятельность.

В связи с недостаточной правовой регламентацией подобных проверок и различным толкованием действующего законодательства арбитражным судам и региональным налоговым инспекциям необходимо при организации этой работы учитывать следующие рекомендации.

1. В соответствии с федеральными законами в системе арбитражных судов в Российской Федерации судами первой инстанции являются арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

В связи с изложенным проверки уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды осуществляют только государственные налоговые инспекции республик в составе Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт - Петербургу.

Проверки проводятся не реже одного раза в 2 года.

2. Руководитель соответствующей налоговой инспекции заблаговременно письменно согласовывает с председателем арбитражного суда предполагаемые сроки проверки и состав комиссии. Продолжительность проверки не должна превышать одного месяца.

3. Изучение необходимых документов не должно создавать каких-либо помех в осуществлении судами правосудия.

Председателям арбитражных судов следует оказывать
содействие государственным налоговым инспекциям в исполнении возложенных на них обязанностей, в частности, представлять необходимые материалы, выделять в помощь работников аппарата суда, обеспечивать соответствующим помещением.

4. По результатам проверок соблюдения налогового законодательства должностными лицами налоговых органов, принимавшими участие в их проведении, составляется акт. В случае, если в результате проверки не выявлено нарушений налогового законодательства, факт проведения проверки оформляется справкой.

Акт (справка) проверки соблюдения налогового законодательства должен быть подписан всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте (справке), руководитель арбитражного суда может записать свои возражения.

Пояснения руководителя арбитражного суда по акту (справке) проверки могут быть оформлены как в виде записи на последней странице акта (справки), производимой непосредственно после его подписания, так и в виде письма, направленного в налоговый орган. Указанное письмо должно быть приложено к акту (справке) проверки.

В течение месяца председатель арбитражного суда организует оперативное совещание судей и работников аппарата суда, на котором проводившие проверку работники налоговой инспекции докладывают ее результаты.

Арбитражному суду целесообразно совместно с налоговой инспекцией принять меры, направленные на обеспечение правильного исчисления и своевременного поступления в федеральный бюджет государственной пошлины, предупреждение в дальнейшем подобных ошибок.

5. Руководителям налоговых органов необходимо установить действенный контроль за исполнением выдаваемых арбитражными судами исполнительных листов на взыскание в доход федерального бюджета сумм государственной пошлины.

Налоговые органы периодически сообщают арбитражным судам о ходе взысканий по исполнительным листам, переданным им на исполнение.

Председателям судов установить взаимодействие с налоговыми органами по этим вопросам.

6. В целях повышения достоверности статистических данных, касающихся государственной пошлины, арбитражным судам и государственным налоговым инспекциям необходимо дважды в год обмениваться информацией по начисленным и
реально поступившим в бюджет суммам государственной пошлины.

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ

Заместитель Руководителя

Государственной налоговой

службы Российской Федерации

В.Г.КОРАБЛЕВ