Решения и определения судов

Письмо ВАС РФ от 02.07.1996 N С5-7/ОЗ-388 “О Федеральном законе “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 июля 1996 г. No. С5-7/ОЗ-388

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ “О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сообщает в порядке информации, что со дня официального опубликования в “Российской газете“ от 04.06.96 No. 104 вступил в силу Федеральный закон “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации“ от 26.05.96 No. 54-ФЗ (далее - Федеральный закон).

1. Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации (статья 1).

2. В статье 3 Федерального закона дан перечень основных понятий, используемых в целях Федерального
закона.

В частности, дается определение понятия музея как некоммерческого учреждения культуры, созданного собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

3. Статьей 4 Федерального закона предусмотрены вопросы, касающиеся государственного регулирования в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации.

Установлено, что от имени Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляет орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено государственное регулирование в области культуры.

Что касается субъектов Российской Федерации, то такие полномочия осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.

4. Статьей 10 Федерального закона предусмотрено ведение Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. Данный каталог является учетным документом, содержащим основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции Музейного фонда Российской Федерации.

Кроме того, в названной статье установлено, что передача прав собственности и другие действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение государственных прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций Музейного фонда Российской Федерации, производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге.

5. Особенности гражданского оборота музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, определены в статье 12 Федерального закона. Предусмотрено, что вышеуказанные предметы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому лицу в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по специальному разрешению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

6. Федеральным законом установлено, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации,
являются государственной собственностью (часть первая статьи 14).

7. В соответствии с частью первой статьи 15 Федерального закона музейные предметы и музейные коллекции государственной части Музейного фонда Российской Федерации не подлежат отчуждению, кроме случаев утраты, разрушения или обмена их на другие музейные предметы и музейные коллекции.

8. Федеральный закон регулирует вопросы управления музейными предметами и музейными коллекциями государственной части Музейного фонда Российской Федерации (статья 16) и государственного контроля за ее состоянием (статья 17).

9. Положения статьи 25 Федерального закона касаются совершения сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

10. Глава V Федерального закона посвящена вопросам создания музеев (статьи 26 - 30) реорганизации музеев (статья 31), ликвидации музеев (статья 32), лицензирования деятельности музеев (статья 34) и др.

11. При определении подведомственности споров, возникающих из отношений, регулируемых Федеральным законом, представляется возможным исходить из пункта 1 статьи 11 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ