Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.1999 N 35-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества “Орскнефтеоргсинтез“ на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Федерального закона “Об акцизах

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 января 1999 г. N 35-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОТКРЫТОГО

АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА “ОРСКНЕФТЕОРГСИНТЕЗ“ НА НАРУШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “ОБ АКЦИЗАХ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ предварительное изучение жалобы ОАО “Орскнефтеоргсинтез“,

установил:

1. Открытое акционерное общество “Орскнефтеоргсинтез“ обратилось в
Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой о проверке конституционности положений статей 2 и 5 Федерального закона “Об акцизах“ в части, касающейся подакцизных товаров, производимых на территории Российской Федерации из давальческого сырья.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 57 Конституции Российской Федерации не имеет деления на части.

Как указывается в жалобе, с 1 февраля 1996 года в соответствии со статьей 2 Федерального закона “Об акцизах“ предприятия, вырабатывающие бензин из давальческого сырья, являются плательщиками акциза. Федеральным законом от 14 февраля 1998 года в эту статью были внесены изменения, которыми к плательщикам акцизов по подакцизным товарам, производимым из давальческого сырья, отнесены предприятия, производящие и реализующие их. Ни в прежней, ни в новой редакции статья 2 Федерального закона “Об акцизах“ не устанавливает источник уплаты этими предприятиями акциза, относящийся к существенным элементам налогового обязательства, и тем самым, как считает заявитель, противоречит статьям 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 57 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

2. Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 года “Об акцизах“ введены акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.

22 декабря 1993 года был издан Указ Президента Российской Федерации N 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней“, вводивший с 1 января 1994 года акциз на бензин автомобильный (пункт 19), плательщиками которого являются предприятия, вырабатывающие бензин из давальческого сырья (пункт 20). Эти положения Указа были воспроизведены в Федеральном законе “Об акцизах“ в редакции от 7 марта 1996 года (пункт “б“ части первой статьи 2), в соответствии с которым организации, производящие подакцизные товары из
давальческого сырья (переработчики сырья), в том числе предприятия, вырабатывающие бензин из давальческого сырья, с 1 февраля 1996 года являются плательщиками акциза.

Федеральный закон “Об акцизах“ в редакции от 14 февраля 1998 года предусматривает, что плательщиками акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе из давальческого сырья), являются производящие и реализующие их организации (абзац второй части первой статьи 2). Согласно пункту 5 его статьи 5 датой (моментом) реализации подакцизных товаров, за исключением природного газа, является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая произведенные из давальческого сырья (абзац первый); при этом не имеет значения, производилась ли передача или отгрузка непосредственно покупателю, владельцу давальческого сырья либо по его поручению другому грузополучателю (абзац третий).

3. Согласно пункту 1 статьи 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан.

По мнению заявителя, оспариваемыми им положениями Федерального закона “Об акцизах“ нарушаются право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации), право частной собственности (статья 35, часть 1, Конституции Российской Федерации), право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (статья 35, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Между тем указанные в жалобе нормы Федерального закона “Об акцизах“ не затрагивают перечисленные основные права граждан, а потому ссылки заявителя на закрепляющие их статьи Конституции Российской Федерации являются произвольными. Следовательно, жалоба ОАО “Орскнефтеоргсинтез“ не может быть признана допустимой.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43
и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы ОАО “Орскнефтеоргсинтез“ как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

М.В.БАГЛАЙ

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Н.В.СЕЛЕЗНЕВ