Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 18.04.2000 N 50-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав пунктом “а“ части второй статьи 4 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 апреля 2000 г. N 50-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА Ф.И.О. НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ “А“ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 4

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О СТАТУСЕ ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

И СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО

СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина В.Н. Шалаева требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“,

установил:

1. Гражданин В.Н. Шалаев обратился в Конституционный Суд
Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав пунктом “а“ части второй статьи 4 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“, согласно которому полномочия депутата Государственной Думы прекращаются в случае письменного заявления депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий. Заявитель полагает, что предоставление депутату возможности досрочно без уважительных причин сложить свои полномочия нарушает конституционное право избравших его граждан участвовать в управлении делами государства через своего представителя, а потому противоречит статьям 3 (части 1 и 2) и 32 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что при этом нарушаются его права как налогоплательщика, поскольку дополнительные выборы депутата вместо выбывшего оплачиваются за счет государственного бюджета.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ уведомлял В.Н. Шалаева о несоответствии его жалобы требованиям названного Закона. Однако в своей очередной жалобе заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным им вопросам.

2. В соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой статьи 3, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в деле заявителя, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Обращение В.Н. Шалаева в Конституционный Суд Российской Федерации вызвано тем, что депутат Государственной Думы Г.Н. Карелова, избранная в избирательном округе, на территории которого
проживает заявитель, в 1997 году досрочно сложила свои депутатские полномочия, поскольку была назначена на должность заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации. В.Н. Шалаев, полагая, что тем самым было нарушено его конституционное право на участие в управлении делами государства через своего представителя, обратился в Басманный межмуниципальный суд города Москвы с требованием признать действия по назначению Г.Н. Кареловой на должность заместителя министра незаконными. Однако в удовлетворении жалобы В.Н. Шалаеву было отказано.

Содержащаяся в решении Басманного межмуниципального суда города Москвы ссылка на пункт “а“ части второй статьи 4 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“, явившийся основанием для принятия Государственной Думой решения по заявлению Г.Н. Кареловой о досрочном прекращении ее депутатских полномочий в связи с назначением на должность заместителя министра, не означает, что данная норма применялась судом к гражданину В.Н. Шалаеву. Кроме того, пунктом “а“ части второй статьи 4 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ не устанавливаются какие-либо права избирателей и не регулируются их отношения с депутатами. Следовательно, им не затрагиваются конституционные права и свободы В.Н. Шалаева как избирателя.

Таким образом, данная жалоба не может быть признана допустимой в соответствии с требованиями статьи 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. как не отвечающей
критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

М.В.БАГЛАЙ

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Н.В.СЕЛЕЗНЕВ