Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.1998 N 163-О “По жалобе гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав положениями Федеральных законов “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и “О выборах Президента Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 ноября 1998 г. N 163-О

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА АПУХТИНА ОЛЕГА

КИРИЛЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ “ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“ И “О ВЫБОРАХ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина О.К. Апухтина требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“,

установил:

1. Решением Ногинского городского суда Московской области от 1 июля
1996 года было отказано в удовлетворении жалобы О.К. Апухтина на действия председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, которые отказались предъявить ему как наблюдателю от общественного объединения на выборах Президента Российской Федерации свои паспорта. Кассационная и надзорная инстанции оставили это судебное решение без изменений.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.К. Апухтин требует проверить конституционность статьи 20 Федерального закона от 17 мая 1995 года “О выборах Президента Российской Федерации“ и статьи 26 Федерального закона от 19 сентября 1997 года “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, касающихся гласности в деятельности избирательных комиссий. Заявитель считает, что отсутствие у членов участковых избирательных комиссий обязанности предъявлять наблюдателям на избирательном участке свои паспорта для удостоверения их личности и полномочий нарушает закрепленные в статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации избирательные права, поскольку фактически означает “проведение выборов неизвестными лицами“.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ уведомлял О.К. Апухтина о несоответствии его жалобы требованиям названного Закона. Однако заявитель в своей очередной жалобе настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному вопросу.

2. Оспариваемые в жалобе нормативные положения регламентируют действия избирательных комиссий, обеспечивающие гласность в их деятельности, статус наблюдателей, их права, права представителей средств массовой информации.

Ни в оспариваемых заявителем, ни в иных статьях Федеральных законов “О выборах Президента Российской Федерации“ и “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ не содержится положений о праве
наблюдателей требовать от членов избирательных комиссий предъявления паспортов для удостоверения их личности и полномочий, как и об обязанности членов избирательных комиссий предъявлять наблюдателям свои паспорта. Заявитель, следовательно, фактически оспаривает имеющийся, по его мнению, пробел в законодательстве. Между тем решение этого вопроса относится не к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации (статья 125) и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации“ (статья 3), а к компетенции законодателя.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. ввиду неподведомственности поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд

Российской Федерации