Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 14.04.2004 N КА-А40/2536-04 Возмещение НДС по экспортным поставкам производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. При нарушении этого срока на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 апреля 2004 г. Дело N КА-А40/2536-04“

(извлечение)

Внешнеэкономическое закрытое акционерное общество “Химмашэкспорт“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу г. Москвы (далее - Инспекция) о признании недействительным ее решения от 20.08.2003 N 139 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 72710 руб. за апрель 2003 года по экспортным поставкам. Общество также просило обязать налоговый орган возместить из федерального бюджета налог в
указанном размере и начисленные на основании п. 4 ст. 176 НК РФ проценты в размере 2035 руб.

Решением от 08.12.2003 заявленные требования удовлетворены в связи с наличием у налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов, возмещение НДС и представлением в налоговый орган полного пакета документов в соответствии со ст. 165 НК РФ.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность и обоснованность судебного акта проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит решение суда отменить и в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на неполучение ответов по результатам встречной контрольной проверки по месту учета поставщиков по уплате ими в бюджет налога. В жалобе содержатся доводы о неправильном применении судом п. 4 ст. 176 НК РФ в отношении обязания налогового органа возместить проценты, поскольку возврат процентов производится органами федерального казначейства. Инспекция ссылается на правомерный отказ в возмещении НДС.

В отзыве на кассационную жалобу Общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованный судебный акт соответствующим действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам. Заявлено ходатайство о приобщении отзыва к материалам дела.

Суд с учетом мнения представителя Инспекции, не возражавшего против удовлетворения заявленного ходатайства, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на кассационную жалобу к материалам дела.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители Общества возражали против этих доводов по мотивам, изложенным в судебном акте и представленном отзыве.

Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объявления представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованного
судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за апрель 2003 года и документы, обосновывающие право на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС.

Решением налогового органа от 20.08.2003 N 139 подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в размере 92376 руб. и отказано в возмещении НДС со ссылкой на неполучение ответов из налоговых органов по месту учета поставщиков заявителя о перечислении ими в бюджет НДС.

Решение Инспекции в части отказа в возмещении НДС оспорено в судебном порядке. Общество также просит обязать налоговый орган возместить НДС и проценты.

В соответствии с п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ суммы, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), определенные подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, перечисленных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что налогоплательщик выполнил все условия применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям и получения из бюджета заявленных к возврату сумм налога на добавленную стоимость, представил в налоговый орган за апрель 2003 года налоговую декларацию и полный пакет документов в соответствии со ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд нашел доказанным факт экспорта товаров по ГТД N ...07842, N ...08472 и товаротранспортным накладным от 22.11.02 N 036110,
от 17.12.02 N 053.

Вывод суда о доказанности поступления валютной выручки от инопокупателей по внешнеторговым контрактам N 036/2/28053 и N 036/4/26318 и ее зачислении на счет налогоплательщика обоснован ссылкой на платежные банковские авизо и выписки банка от 15.11.02, от 04.12.02, от 05.10.11.02, от 04.12.02, письма банка от 18.11.02 N 233/NBT/212410 и от 06.12.02 N 233/NBT/213247.

Факты реального экспорта товаров, поступление валютной выручки на счет налогоплательщика документально подтверждены, что также нашло отражение в решении Инспекции от 20.08.03 N 139 и последней не оспаривается.

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В соответствии с п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счет-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Суд установил оплату налогоплательщикам НДС, дал оценку имеющимся в материалах дела договорам купли-продажи поставленных на экспорт товаров, счет-фактурам, платежным поручениям, выпискам банка и пришел к правильному выводу о наличии у налогоплательщика права на возмещение налога в сумме 72710 руб. и документальном обосновании этого права.

Аргументов, опровергающих правильность вывода суда, налоговый орган не представил; каких-либо претензий в отношении оформленных и требуемых в рамках ст. 172 НК РФ документов не высказал; на недостоверность изложенных в этих документах сведений не ссылался.

Оплата НДС, в том числе в сумме 92376 руб., признана Инспекцией, что нашло отражение в
решении от 20.08.03 и судебном акте.

Отсутствие ответов из налоговых органов по месту учета поставщиков заявителя по поводу исчисления и уплаты им в бюджет налога на добавленную стоимость не является основанием к отказу в возмещении налога при соблюдении налогоплательщиком условий, предусмотренных ст. 172 НК РФ.

Из буквального текста статей 164, 165, 171, 176 Налогового кодекса не следует, что возникновение у налогоплательщика-экспортера права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость связано с фактом перечисления соответствующей суммы налога в бюджет поставщиком товаров, как это утверждает Инспекция. Каждый налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо друг от друга пользуется своими правами, в том числе правом на налоговые вычеты и возмещение НДС.

Ссылка в жалобе на неправильное применение судом п. 4 ст. 176 НК РФ и довод о том, что возмещение из бюджета НДС производят органы федерального казначейства, отклоняются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога на добавленную стоимость производится не позднее 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо отказе (полностью или частично) в возмещении. Не позднее дня срока, указанного в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же день направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства, который и осуществляет возврат сумм.

При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176
Кодекса, на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Отсутствие в статье 176 названного Кодекса порядка реализации права налогоплательщика на получение предусмотренных в пункте 4 этой же статьи процентов не является основанием для отказа в их начислении и возмещении.

В силу п. 3 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы помимо перечисленных в п. 1 этой же статьи обязанности выполняют и иные обязанностей, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Кодекса права налогоплательщика обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Возлагая на Инспекцию обязанность по возврату процентов, суд правомерно исходил из установленного названным Кодексом порядка возврата налогов.

В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ обязанность принятия решения о возврате экспортного НДС возложена на налоговый орган. На налоговый орган возложена также обязанность начисления процентов за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость. Органы федерального казначейства лишь исполняют заключения налоговых органов о возврате сумм налогов и процентов.

На вытекающую из норм Налогового кодекса Российской Федерации обязанность именно налогового органа начислять проценты за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость, отражать их в заключении о возврате налога, направляемом органам федерального казначейства, указано и в совместном Приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2001 N БГ-3-10/345; N 74н “О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость“.

Поскольку заключения о возврате НДС Инспекция не принимала и в соответствующие органы
федерального казначейства его не направляла, а установленный п. 4 ст. 176 НК РФ срок возмещения налога налоговым органом нарушен, суд правомерно обязал Инспекцию совершить действия по возврату НДС с начисленными процентами.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит выводы суда об обоснованности заявленных требований соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального права судом применены правильно, требования процессуального закона не нарушены.

Оснований для отмены и изменения обжалованного судебного акта не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 декабря 2003 года по делу N А40-47344/03-117-550 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 2 по Центральному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.