Решения и определения судов

Решение Конституционного Суда РФ от 26.04.1993 N 34-р “По ходатайству Независимого территориального профсоюза работников различных форм собственности “Урал

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 26 апреля 1993 г. N 34-р

ПО ХОДАТАЙСТВУ НЕЗАВИСИМОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПРОФСОЮЗА

РАБОТНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ “УРАЛ“

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив в предварительном порядке ходатайство Независимого территориального профсоюза работников различных форм собственности “Урал“ и приложенные к нему материалы,

установил:

Независимый профсоюз “Урал“, зарегистрированный как республиканская общественная организация, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о проверке конституционности Постановления Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 600 “О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР“, Постановления Правительства Российской Федерации от 4 января 1992 г. N 5 “О совершенствовании управления Фондом социального страхования Российской Федерации в 1992
году“ и Указов Президента Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 722 и от 7 августа 1992 г. N 822 “О Фонде социального страхования Российской Федерации“.

Ходатайствующая сторона полагает, что названными актами ограничены установленные статьей 225 КЗоТ Российской Федерации права профсоюзных организаций по управлению государственным социальным страхованием; тем самым нарушены статья 10 Конституции Российской Федерации, поскольку государство не вправе самостоятельно распоряжаться фондом социального страхования как собственностью предприятия, и пункты 1, 2 части второй статьи 120 Конституции Российской Федерации, так как порядок управления, установленный законодателем, не может быть изменен Правительством.

С приведенными доводами, однако, согласиться нельзя.

Часть четвертая статьи 226 КЗоТ Российской Федерации, предусматривающая, что профсоюзы управляют государственным социальным страхованием, не устанавливает порядок такого управления, не затрагивает и не регулирует права собственности. В Конституции же нет указаний на то, какими нормативными актами должно регулироваться управление государственным социальным страхованием.

Постановления Правительства и Указы Президента Российской Федерации, перечисленные в ходатайстве, были изданы в соответствии с решением законодательного органа - Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 г. N 442-1 “Об организации Пенсионного фонда РСФСР“, которым установлены размеры взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Принятие этих актов не выходит за пределы компетенции органов исполнительной власти, они носят временный характер и действуют до принятия закона о социальном страховании, что не противоречит воле законодателя, выраженной неоднократно в последующих решениях по данному вопросу - в Постановлениях Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2126-1 “О страховом тарифе взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации“, от 17 июля 1992 г. N 3329-1 “О Фонде государственного социального
страхования Российской Федерации“, от 15 января 1993 г. N 4300-1 “О предложениях Президента Российской Федерации и Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по социальной политике о совершенствовании управления государственным социальным страхованием“.

Названные нормативные акты не затрагивают социальных гарантий в системе социального страхования, сохраняют право профсоюзов, предусмотренное частью четвертой статьи 226 КЗоТ Российской Федерации. Так, в Указах Президента Российской Федерации прямо определено, что управление Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется “при участии общероссийских объединений профсоюзов“.

На основании изложенного и руководствуясь частью пятой статьи 44, статьей 5, пунктом 6 части первой статьи 62 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации

решил:

1. В рассмотрении ходатайства Независимого территориального профсоюза работников различных форм собственности “Урал“ отказать.

2. Направить Верховному Совету Российской Федерации представление о нарушении сроков подготовки законопроекта о социальном страховании трудящихся, предусмотренных Постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 г. N 3329-1 “О Фонде государственного социального страхования Российской Федерации“ и от 15 января 1993 г. N 4300-1 “О предложениях Президента Российской Федерации и Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по социальной политике о совершенствовании управления государственным социальным страхованием“.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

За Секретаря

Конституционного Суда

Российской Федерации

Н.В.СЕЛЕЗНЕВ