Решения и определения судов

Информация о деле Дело по иску Правительства г. Москвы к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации и Государственной налоговой службе Российской Федерации о взыскании сумм, подлежащих зачислению в территориальный дорожный фонд г. Москвы.

Правительство г. Москвы обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с иском в защиту государственных и общественных интересов к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации и Государственной налоговой службе Российской Федерации о взыскании 677386000000 рублей, подлежащих зачислению в территориальный дорожный фонд г. Москвы.

Исковые требования мотивированы тем, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1996 г. No. 16-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 1 (в части, не включающей г. Москву и г. Санкт-Петербург в перечень субъектов Российской Федерации, имеющих территориальные дорожные фонды) и пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от
18 октября 1991 г. No. 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (в части, устанавливающей, что уплачиваемые в этих городах налоги на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств зачисляются в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации).

В связи с принятием указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации г. Москва и г. Санкт-Петербург получили равное с другими субъектами Российской Федерации право на создание собственных территориальных дорожных фондов.

Для реализации этого права Правительство г. Москвы издает постановление от 23 июля 1996 г. No. 623 “Об образовании территориального дорожного фонда города Москвы“, в котором просит Министерство финансов Российской Федерации и Государственную налоговую службу Российской Федерации обеспечить с 1 августа 1996 г. перечисление предусмотренных законом налоговых поступлений на специальный счет Департамента экономической политики и развития г. Москвы. Фактическое поступление средств на этот счет началось только с 1 сентября 1996 г., поэтому Правительство г. Москвы обратилось в Верховный Суд Российской Федерации, требуя взыскать налоговые платежи за август 1996 г. в сумме 677386000000 рублей, поступившие в Федеральный дорожный фонд и подлежащие, по его мнению, зачислению в территориальный дорожный фонд г. Москвы.

19 мая 1997 г. Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел указанное судебное дело и решил в иске Правительству г. Москвы отказать по следующим основаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации, признав пункт 1 статьи 1 и пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. No. 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ в части, не включающей г. Москву и г. Санкт-Петербург в перечень субъектов Российской Федерации, имеющих территориальные дорожные фонды, не соответствующими Конституции Российской
Федерации, тем самым признал право этих субъектов федерации на создание территориальных дорожных фондов за счет зачисления налогов на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств (кроме приобретаемых гражданами в личное пользование легковых автомобилей).

Между тем, статьей 22 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. No. 4807-1 “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления“ установлено, что представительный орган власти вправе принимать решения об образовании целевых внебюджетных фондов, средства которых формируются за счет иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством. Следовательно, положение о каждом внебюджетном фонде утверждается соответствующим представительным органом власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. No. 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“, также установлено, что порядок образования и использования территориальных дорожных фондов определяется Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов автономной области, автономного округа, края, области.

Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, внебюджетные фонды образуются представительным, а не исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации.

Это же положение закреплено в статье 41 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. “Устав города Москвы“, в соответствии со статьей 6 которого представительным и законодательным органом государственной власти г. Москвы является выборный орган - Московская городская Дума.

Поэтому ссылку истца в обоснование своих исковых требований на постановление Правительства г. Москвы от 23 июля 1996 г. No. 623 “Об образовании
территориального дорожного фонда города Москвы“, суд не может считать правомерной.

Фактически, в соответствии с законодательством, территориальный дорожный фонд в г. Москве был образован постановлением Московской городской Думы от 27 ноября 1996 г. No. 101 “О Положении о порядке образования и использования средств целевого внебюджетного территориального дорожного фонда города Москвы“ и зачисление налоговых платежей в территориальный дорожный фонд г. Москвы не могло производиться ранее, чем он надлежащим образом был образован.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Правительства г. Москвы не могут быть удовлетворены, ибо налоги, являющиеся источником формирования дорожных фондов, правомерно зачислялись в августе 1996 г. в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и оснований для их перечисления Правительству г. Москвы не имелось.

Суд находит, что требования истца о взыскании 677386000000 рублей не могут быть удовлетворены и в силу того, что влекут за собой необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. No. 228-ФЗ “О федеральном бюджете на 1996 год“ (в ред. Федерального закона от 20 марта 1997 г. No. 66-ФЗ), который уже исполнен.

Ведущий специалист

Отдела судебно-правовой работы и

систематизации нормативных актов

Юридического департамента

Министерства финансов Российской Федерации

О.С. ШАВРИНА